Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N7 по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160100006118000011 Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N7 по Саратовской области, расположенное по адресу: г. Энгельс, пр-т Строителей, д. 22",
УСТАНОВИЛА:
24.04.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N7 по Саратовской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона 0160100006118000011 "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N7 по Саратовской области, расположенное по адресу: г. Энгельс, пр-т Строителей, д. 22"" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушением норм законодательства о контрактной системе.
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
10.04.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N7 по Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 772 930,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства.
Согласно п. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В приложениях N 7, 8 к данным правилам и нормам приведен рекомендуемый перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканием, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624) утвержден, в том числе, перечень видов и группы работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, как пояснил представитель Заказчика, в перечень видов работ, которые необходимо выполнить, не входят работы, установленные Приказом N 624 и не оказывают влияние на безопасность объектов капитально строительства.
Однако как следует из извещения о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта.
При этом Заказчиком установлен код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий).
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Установление дополнительных требований к участникам закупки требуется при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В п. 15 Информационной карты документации об Аукционе указано, что дополнительные требования к участникам Аукциона не установлены.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что фактически объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, которые не требуют установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Однако, в п. 19 Информационной карты документации об Аукционе указано, что во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что требование о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлено в связи с названием объекта закупки выполнение работ по капитальному ремонту, в связи с этим к тому же была разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт.
Данный довод представителя Заказчика признается несостоятельным, ввиду того, что проектно-сметная документация на капитальный ремонт, на которую ссылаются представители Заказчика, является локально-сметным расчетом, в котором указаны наименования работ и затраты на них.
В Приложение N 7 к государственному контракту указаны Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом". В п. 7 Приложения N 7 к государственному контракту установлена ответсвтенность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что в перечень работ, которые необходимо выполнить содержит: разборку облицовки стен, разборку горизонтальных поверхностей бетонных конструкций при помощи отбойных молотков, отбивку штукатурки с поверхностей: стен и потолков кирпичных, кладку отдельных участков кирпичных стен и заделка проемов в кирпичных стенах, усиление конструктивных элементов: стен кирпичных стальными обоймами и т.д.
Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего требование к участникам закупки о предоставлении выписки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
К тому же, указав противоречивые сведения относительно объекта закупки в документации об Аукционе, Заказчик допустил нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно сократил срок подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, которое размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 10.04.2018, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 25.04.2018 в 09:00.
В соответствии с п. 1 ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Следовательно, срок подачи заявок на участие в Аукционе составляет 14 дней, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Предписание об устранении допущенных нарушений Комиссия Саратовского УФАС России решила не выдавать в связи с ранее выданным по жалобе ООО "Строй Лес".
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N7 по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160100006118000011 Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N7 по Саратовской области, расположенное по адресу: г. Энгельс, пр-т Строителей, д. 22" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с ранее выданным по жалобе ООО "Строй Лес".
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
|
_____________________ (подпись) |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 28 апреля 2018 г. N 134-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018