Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
рассмотрев жалобу ООО "Строй Лес" на действия Заказчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N7 по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160100006118000011 "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N7 по Саратовской области, расположенное по адресу: г. Энгельс, пр-т Строителей, д. 22"",
УСТАНОВИЛА:
24.04.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Строй Лес" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N7 по Саратовской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона 0160100006118000011 "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N7 по Саратовской области, расположенное по адресу: г. Энгельс, пр-т Строителей, д. 22"" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушением норм законодательства о контрактной системе.
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
10.04.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N7 по Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 772 930,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Извещению о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок -10.04.2018, дата и время окончания подачи заявок 25.04.2018.
В соответствии с документацией об Аукционе дата окончания срока предоставления разъяснений - 21.04.2018.
Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Исходя из требований ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, днем подачи запросов на разъяснения является 10.04.2018, соответственно, последним днем предоставления разъяснений положений документации об Аукционе в силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе является 21.04.2018.
Таким образом, довод жалобы о неправомерном установлении даты окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе является необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлена дата начала срока предоставления разъяснений ранее, чем размещено извещение об Аукционе.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Извещение о проведении Аукциона размещено 10.04.2018.
В соответствии с документацией об Аукционе дата начала срока предоставления разъяснений 09.04.2018.
Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик, установив срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе ранее размещения Извещения о проведении Аукциона, указал противоречивую информацию о порядке предоставления участникам разъяснений положений документации об Аукционе, что не соответствует требованиям п. 11 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе установлен разный размер обеспечения исполнения контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 42 Закон о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении Аукциона указан размер обеспечения исполнения контракта - 1 077 293,00 рублей.
Вместе с тем, в п. 6.3.1 "Размер обеспечения исполнения контракта" документации об Аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет 1 615 939,50 рублей.
Таким образом, в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе указана противоречивая информация о размере обеспечения исполнения контракта, что не соответствует требованиям ч. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в извещении о проведении Аукциона не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и требования к обеспечению.
Согласно п. 7 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В Извещении о проведении Аукциона указано: "размер обеспечения заявок 107 729,30; порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок - обеспечение заявки".
Таким образом, в Извещении о проведении Аукциона, в нарушение п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлен порядок предоставления обеспечения заявок, требования к такому обеспечению.
Из жалобы Заявителя следует, что в извещении о проведении Аукциона и Проекте контракта указана противоречивая информация относительно срока выполнения работ.
В извещении о проведении Аукциона указан срок завершения работы: "Другая".
Вместе с тем, в п. 1.3 Проекта контракта установлено: "срок выполнения работ: с даты заключения настоящего Контракта до 30.10.2018 года".
Таким образом, указав недостоверную информацию относительно срока выполнения работ, Заказчик допустил нарушение п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно сократил срок подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, которое размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 10.04.2018, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 25.04.2018 в 09:00.
В соответствии с п. 1 ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Следовательно, срок подачи заявок на участие в Аукционе составляет 14 дней, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что показатель, указанный в п. 29 Технического задания документации об Аукционе не соответствует требованиям ГОСТ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 29 раздела 2 Технического задания документации об Аукционе указано: "Кирпич керамический пустотелый одинарный, размером 250х120х65 мм, марка: не менее 100. Должен быть изготовлен и маркирован в соответствии с ГОСТ 530-2012_".
Согласно п. 4.1.3 ГОСТ 530-2012 "Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" по прочности кирпич подразделяют на марки М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что в п. 29 присутствует указание на марку кирпича, в связи с чем не указание марки кирпича с буквой "М" не вводит участников закупки в заблуждение.
Заявитель явку своих представителей на рассмотрение жалобы не обеспечил, довода Заказчика не опроверг, в связи с чем довод жалобы является необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что в п. 33, 34, 40, 41 раздела 2, п. 100, 137, 140, 147, 161 раздела 4 Технического задания документации об Аукционе Заказчик указал единицу измерения "мПа", несоответствующую ГОСТ 8.417-2002.
Так, в п. "Листы гипсоволокнистые: влагостойкие ГВЛВ не менее 12,5 мм" раздела 2 Технического задания документации об Аукционе указано: "Должны соответствовать: ГОСТ Р 51829-2001. Предел прочности при изгибе, Мпа не менее 5,0".
В п. 34 "Лента эластичная самоклеящаяся для профилей направляющих "Дихтунгсбанд" или эквивалент: 50/30000 мм" раздела 2 документации об Аукционе указано: "Предел прочности при сжатии 25% - 0,035 Мпа".
В п. 40 "Листы гипсоволокнистые: влагостойкие ГВЛВ не менее 12,5 мм" раздела 2 документации об Аукционе указано: "Толщина не менее 12,5 мм. Предел прочности при изгибе, Мпа не менее 5,0".
В п. 41 "Лента эластичная самоклеящаяся для профилей направляющих "Дихтунгсбанд" или эквивалент: 50/30000 мм" раздела 2 документации об Аукционе указано: Предел прочности при сжатии 25% - 0,035 Мпа.
Согласно п. 5.2.2 ГОСТ Р 51829-2001 "Листы гипсоволокнистые. Технические условия" единицей измерения предела прочности при изгибе является мПА.
Кроме того в документации об Аукционе не содержится требования о соответствии ГОСТ 8.417-2002, на который ссылается Заявитель.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в п. 35 раздела 2 Технического задания не указал единицы измерения.
Так, в п. 35 раздела 2 Технического задания документации об Аукционе указано: "Профиль направляющий: ПН 28/27/0,6"
В п. 36 раздела 2 Технического задания документации об Аукционе указано: "Профиль стоечный: ПС-2 50/50/0,6"
В п. 96 раздела 3 Технического задания документации об Аукционе указано: "Заглушки торцевая для пластикового плинтуса правая, высота 48 мм"
Вместе с тем, в графе 4 "Ед.изм." по п. 35, п. 36 раздела 2 Технического задания документации об Аукционе указана единица измерения "м".
В п. 96 раздела 3 Технического задания документации об Аукционе указана единица измерения "мм".
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что в ГОСТ 26633-2015, отсутствует показатель бетона с обозначением М100 или М50 или М20.
В п. 54 раздела 2 Технического задания документации об Аукционе указано: "Бетон тяжелый, крупность заполнителя не менее: 20 мм, класс не менее В15 (М200). Должен соответствовать ГОСТ 26633-2012".
Таким образом, в документации об Аукционе не установлено требование о соответствии товара "Бетон" ГОСТ 26633-2015, как указывает Заявитель в своей жалобе.
При таких обстоятельствах довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что в. 54 раздела 2 Технического задания документации об Аукционе указаны характеристики товара, несоответствующие ГОСТ 26633-2015.
В п. 54 раздела 2 Технического задания документации об Аукционе указано: по классу прочности на сжатие в проектном возрасте: не менее В15; по морозостойкости может быть: марки F50/ F75/ F100/F150/F200 и более.
Согласно ГОСТ 26633-2015 по морозостойкости бетоны подразделяются: на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000; на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что для удовлетворения нужд Заказчика подойдет марка морозостойкости как по первому базисному методу, так и по второму.
Кроме того, как уже упоминалось выше, в документации об Аукционе не установлено требование о соответствии товара "Бетон" ГОСТ 26633-2015, как указывает Заявитель в своей жалобе.
Из жалобы Заявителя следует, что в п. 14 раздела 4 Технического задания документации об Аукционе содержатся характеристики не соответствующие ГОСТ 15150-69.
Так, в п. 14 раздела 4 Технического задания документации об Аукционе указано: "Светильник светодиодный потолочный, 10 Вт, 1000Лм, IP65, УХЛ1, Sveteco 8 (или эквивалент). Диапазон температур окружающей среды, °C от -40 до +50".
Согласно ГОСТ 15150-69 "Межгосударственный стандарт. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды" значение температуры воздуха при эксплуатации, °С составляет от +40 до -60 УХЛ.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что требование к диапазону температур окружающей среды установлено в том числе и в соответствии с техническими условиями производителей требуемого товара, который в дальнейшем сертифицируется, что позволило расширить диапазон участников рынка.
Заявитель на рассмотрении жалобы не присутствовал доводов Заказчика не опроверг, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
В ходе внеплановой проверки, Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства.
Согласно п. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В приложениях N 7, 8 к данным правилам и нормам приведен рекомендуемый перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканием, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624) утвержден, в том числе, перечень видов и группы работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, как пояснил представитель Заказчика, в перечень видов работ, которые необходимо выполнить, не входят работы, установленные Приказом N 624 и не оказывают влияние на безопасность объектов капитально строительства.
Однако как следует из извещения о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта.
При этом Заказчиком установлен код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий).
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Установление дополнительных требований к участникам закупки требуется при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В п. 15 Информационной карты документации об Аукционе указано, что дополнительные требования к участникам Аукциона не установлены.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что фактически объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, которые не требуют установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Однако, в п. 19 Информационной карты документации об Аукционе указано, что во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что требование о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлено в связи с названием объекта закупки выполнение работ по капитальному ремонту, в связи с этим к тому же была разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт.
Данный довод представителя Заказчика признается несостоятельным, ввиду того, что проектно-сметная документация на капитальный ремонт, на которую ссылаются представители Заказчика, является локально-сметным расчетом, в котором указаны наименования работ и затраты на них.
В Приложение N 7 к государственному контракту указаны Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом". В п. 7 Приложения N 7 к государственному контракту установлена ответсвтенность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что в перечень работ, которые необходимо выполнить содержит: разборку облицовки стен, разборку горизонтальных поверхностей бетонных конструкций при помощи отбойных молотков, отбивку штукатурки с поверхностей: стен и потолков кирпичных, кладку отдельных участков кирпичных стен и заделка проемов в кирпичных стенах, усиление конструктивных элементов: стен кирпичных стальными обоймами и т.д.
Таким образом, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего требование к участникам закупки о предоставлении выписки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
К тому же указав противоречивые сведения относительно объекта закупки в документации об Аукционе, Заказчик допустил нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В пунктах 70, 92 Технического задания документации об Аукционе указаны характеристики противоречащие ГОСТ 6787-2001.
В п. 70 "Плитки керамогранитные размером не менее: 300х300х8 мм, серые" документации об Аукционе указано: "Плитки керамогранитные неглазурованные размером не менее: 300х300х8 мм должны соответствовать ГОСТ 6787-2001. Водопоглощение, %, не более 4,5".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" устанавливает водопоглощение для неглазурированных плиток не более 3,5%.
В п. 92 "Плитки керамические плинтусные прямые указано: "Плитки керамогранитные неглазурованные размером не менее: 80х300х8 мм должны соответствовать ГОСТ 6787-2001. Водопоглощение, %, не более 4,5".
Таким образом, указав в п. 70, 92 документации об Аукционе характеристики товара не соответствующие ГОСТ 6787-2001, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В п. 160 "Конструкции стальные индивидуальные: решетчатые сварные массой до 0,1 т" документации об Аукционе указано: стальные жалюзийные решетки изготавливаются в соответствии с параметрами, отраженными в ГОСТ 23120-78 (п. 1, 2), согласно ГОСТ 25772-83 (п. 1.2, 1.3).
Однако, ГОСТ 23120-78 "Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия" утратил силу с 1 марта 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.09.2016 N 1213-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 23120-2016.
Таким образом, установив требование о соответствии товара недействующему ГОСТ 23120-78, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В п. 176 "Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием: гнутосварных профилей и круглых труб, средняя масса сборочной единицы до 0,1 т" документации об Аукционе указано: труба квадратная 40х40х4 мм (ГОСТ 30245-2003). Угол стальной равнополочный 60х6 мм (ГОСТ 19903-74).
Вместе с тем, ГОСТ 19903-74 "Прокат листовой горячекатаный. Сортамент" утратил силу с 1 сентября 2016 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 07.04.2016 N 246-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 19903-2015.
Таким образом, установив требование о соответствии товара недействующему ГОСТ 19903-74, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В п. 24 "Краны водоразборные и туалетные" документации об Аукционе указано: "Латунные водоразборные и туалетные краны, применяемые для умывальников, моек, раковин и рукомойников в жилых, общественных и производственных зданиях для подачи холодной и горячей воды из централизованных или местных систем водопровода. ГОСТ 20275-74.
Вместе с тем, ГОСТ 20275-74 "Краны водоразборные и туалетные. Типы и основные размеры" утратил силу 01.01.1992 и заменен на ТУ 21-028-8995-011-90.
Таким образом, установив требование о соответствии товара недействующему ГОСТ 20275-74, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В п. 13 "Кран шаровой муфтовый 11Б27П1, диаметром: 15 мм (или эквивалент)" документации об Аукционе указано: герметичность затвора: класс А по ГОСТ 9544-2005.
Однако, ГОСТ 9544-2005 "Межгосударственный стандарт. Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов" утратил силу с 1 июля 2012 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 19.06.2012 N 111-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 54808-2011.
Следовательно, установив требование о соответствии товара недействующему ГОСТ 9544-2005, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.Согласно п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (в ред. от 23.04.2018) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Пунктом 14 Информационной карты документации об Аукционе установлены следующие требования к участникам закупки: отсутствие у участника аукциона - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника аукциона судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (в ред. от 28.12.2016) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Таким образом, Заказчик, установив требования к участникам закупки в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в редакции недействующей на момент утверждения документации об Аукционе, допустил нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системы в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 34 "Лента эластичная самоклеящаяся для профилей направляющих "Дихтунгсбанд" или эквивалент: 50/30000 мм" указано: эластичная самоклеющаяся мелкопористая лента с закрытыми ячейками, производится из высококачественного физически-сшитого пенополиэтилена ППЭ (аналоги ленты: КНАУФ, TDStils). Толщина от 3 мм; Ширина 50 мм; Длина 30 м; Цвет белый/серый; Плотность (кг/м3) 33+3; Клеящий слой -присутствует; Предел прочности при сжатии 25% - 0,035 Мпа; Коэффициент теплопроводности (Вт/м К) 0,038; Удлинение при разрыве (% не менее) продольное/поперечное130/100; Водопоглощение (% объёма) 0,1; Стойкость к агрессивным средам (к маслу, нефти, бензину, спирту, щелочи, кислотам) высокая; Экологическая безопасность высокая, полная гигиеническая безопасность, нетоксичен, без цвета, без запаха, не вызывает аллергии.
Так, 41 "Листы гипсоволокнистые: влагостойкие ГВЛВ не менее 12,5 мм" документации об Аукционе указано: должны соответствовать: ГОСТ Р 51829-2001. Листы должны иметь прямоугольную форму в плане. Отклонение от прямоугольности не должно быть более 4 мм. На лицевой поверхности листов не должно быть масляных пятен, задиров, налипов, не допускаются повреждения углов, продольных и торцевых кромок. На кромках допускаются отпечатки толкателей центрирующих устройств штабелеформирующей машины. Толщина не менее 12,5 мм. Предел прочности при изгибе, Мпа не менее 5,0. Поверхностное водопоглощение листов ГВЛВ не должно быть более 1,0 кг/м2. Твердость лицевой поверхности гипсоволокнистых листов должна быть не менее 20 МПа. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в гипсоволокнистых листах не должна превышать 370 Бк/кг.
В пункте 70 "Плитки керамогранитные размером не менее: 300х300х8 мм, серые" документации об Аукционе указано: Плитки керамогранитные неглазурованные размером не менее: 300х300х8 мм должны соответствовать ГОСТ 6787-2001. Разность между наибольшим и наименьшим размерами плиток одной партии по длине и ширине не должна быть более 2,0 мм. Разность между наибольшим и наименьшим значениями толщины одной плитки (разнотолщинность) не должна быть более 0,5 мм. Отклонение формы плиток от прямоугольной (косоугольность), отклонение лицевой поверхности от плоскостности (кривизна лицевой поверхности) и искривление граней не должно быть более 1,5 мм. Плитки могут быть с завалом или без завала Водопоглощение, %, не более 4,5. Морозостойкость, число циклов, не менее 25. Предел прочности при изгибе, МПа, не менее 25,0.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки документации об Аукционе значения показателей товаров применяемых при выполнении работ, предлагаемые участником закупки, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать "не более", "не менее", "или", "должен", "может", "около", "более", "менее", "необходимо", "от", "до", "от до", "свыше" и т.п.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 01.07.2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе".
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, пояснил, что указанные характеристики содержаться в паспортах качества производителей, а также, что данные характеристики товара можно узнать на сайте производителей.
Данный довод представителя Заказчика признается несостоятельным ввиду того, что характеристики в паспортах качества на товар изменяются в зависимости от партии товара.
Следовательно, требуемые конкретные характеристики, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, зависят от партии товара, которые становятся известными при испытании определенной партии товара.
Таким образом, Заказчик, предусмотрев в документации об Аукционе указание конкретных показателей товаров и материалов, используемых при выполнении работ, которые становятся известны после его производства, допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 19 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов: участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, Заказчик, не установив требование о предоставлении во второй части заявки декларации о соответствии участника Аукциона требованиям, установленным п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, допустил нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" на действия Заказчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N7 по Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160100006118000011 "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание Межрайонной ИФНС России N7 по Саратовской области, расположенное по адресу: г. Энгельс, пр-т Строителей, д. 22" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.11 ч.1 ст. 64, п.8 ст. 42, п. 7 ст. 42, п.1 ч.1 ст. 64, ч. 3 ст. 64, ч. 3 ст. 63, ч.6 ст. 31, п.1 ч.1 ст. 33, п.2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
|
_____________________ (подпись) |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 28 апреля 2018 г. N 130-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018