Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1.
2. |
|
|
3. |
|
|
|
|
рассмотрев жалобу ООО "ИЗИДОЛГ" на действия ЗаказчикаАдминистрации Пугачевского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300042618000011 "Выполнение работ по объекту: "Благоустройство дворовой территории, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, Первый микрорайон, д.5, д.5/1, д.7",
УСТАНОВИЛА:
27.04.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ИЗИДОЛГ" на действия ЗаказчикаАдминистрации Пугачевского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300042618000011 "Выполнение работ по объекту: "Благоустройство дворовой территории, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, Первый микрорайон, д.5, д.5/1, д.7" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.04.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком данного Аукциона является Администрация Пугачевского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 546 742,80 рубля.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, которое размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 12.04.2018, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 27.04.2018 в 17:00.
В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с п. 1 ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Следовательно, срок подачи заявок на участие в Аукционе составляет 14 дней, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на участие в Аукционе было подано 2 заявки, это свидетельствует о том, что для участников Аукциона допущенное нарушение не явилось препятствием для подачи заявок.
На заседании Комиссии Заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил доказательств невозможности подачи заявки в указанный срок.
Из жалобы Заявителя следует, что в документации об Аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системедокументация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию об Аукционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих муниципальных функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
В разделе 5 "Описание объекта закупки на выполнение работ по объекту: "Благоустройство дворовой территории, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, Первый микрорайон, д.5, д.5/1, д.7"документации об Аукционе указаны характеристики товаров применяемых при выполнении работ в частности: п. 15 "Щебень из природного камня для строительных работ марка: 600, фракция 20-40 мм", п. 22 "Песок природный для строительных: работ средний", п. 44 "Бетон мелкозернистый, класс: В7,5 (М100)".
В п. 1.3. Проекта контракта документации об Аукционе указано "Предусмотренные, настоящим Контрактом работы производятся в полном соответствии с описанием объекта закупки и локальным сметным расчетом (приложение к Контракту)".
Таким образом,в документацииоб Аукционе указаны требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, в связи с чем довод жалобы является не обоснован.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком не указан в Проекте контракта идентификационный код закупки.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системеидентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из Закона о контрактной системе не следует обязанность Заказчика указывать идентификационный код закупки в Проекте контракта.
Вместе с тем, Комиссией Саратовского УФАС Россииустановлено, что в документации об Аукционе Заказчикомидентификационный код закупки не указан.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют сведения о сроках приемки поставленного товара.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно п. 3.1. Проекта контракта "Сдача результатов работ Подрядчиком и приемка его Заказчиком производится в соответствии законодательством и оформляется актом выполненных работ, подписываемым Сторонами, с указанием недостатков (в случае их обнаружения), а также сроков и порядка их устранения".
Таким образом, Заказчик, не установив в Проекте контракта срок приемки поставленного товара, допустил нарушение требований ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неверно установлены размеры штрафов и отсутствует пенядля Заказчика в Проекте контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063" (далее - Постановление Правительства N 1042) утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
В разделе 6 Проекта контракта указано, что размеры штрафов определяются в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Согласно Президиуму Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, применяемое Законом о контрактной системе в отношении порядка установления размера штрафа понятие "в виде фиксированной суммы" не свидетельствует о том, что проект контракта должен содержать указание на конкретную сумму штрафа в денежном выражении, а означает, что в отличие от пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренный контрактом размер штрафа будет являться неизменным (фиксированным) вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного им обязательства.
Постановление Правительства РФ N 1042 от 30.08.2017 опубликовано официально для общего ознакомления и находится в общем доступе. Все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В связи с изложенным, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В жалобе Заявителя указано, что Заказчик установил фиксированную сумму обеспечения исполнения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч.6 ст.96 Закона о контрактной системеразмер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
В п. 9.1. Проекта контракта указано: "Подрядчик обязуется предоставить Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Контракту. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 5% (пять процентов) начальной (максимальной) цены Контракта. Все расходы по оформлению обеспечения Контракта несет Подрядчик. В качестве обеспечения исполнения обязательств по Контракту Подрядчик предоставляет Заказчику на сумму 477 337,14 (четыреста семьдесят семь тысяч триста тридцать семь рублей 14 копеек). Подрядчик обязан обеспечивать наличие и действительность надлежащего обеспечения исполнения обязательств по Контракту на срок, превышающий срок выполнения работ по Контракту не менее чем на один месяц".
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе,если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В пункте 27 информационной карты документации об Аукционе указано: "Если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в настоящей документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки".
Поскольку, Законом о контрактной системе не предусмотрено установление Заказчиком в Проекте контракта размера обеспечения контракта с учетом снижения цены контракта, предложенной участником закупки на 25 и более процентов, довод жалобы является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИЗИДОЛГ" на действия ЗаказчикаАдминистрации Пугачевского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300042618000011 "Выполнение работ по объекту: "Благоустройство дворовой территории, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, Первый микрорайон, д.5, д.5/1, д.7" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 63, ч. 1 ст. 23, ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 мая 2018 г. N 141-18/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018