Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_________________________.>
в присутствии:
представителейМУ "Управление по муниципальным закупкам"(далее -Уполномоченный орган) -<_>, <_>(доверенность от 18.01.2018 N28),
представителяМБДОУ детский сад N 57 "Белочка" г. Улан-Удэ комбинированного типа (далее - Заказчик) -<_> (доверенность от 03.04.2018 б/N),
в отсутствие представителей ООО "Авангард" (далее - Заявитель, Общество), уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобу ООО "Авангард" (вх. от 28.04.2018 N 2700)на действияМБДОУ детский сад N 57 "Белочка" г. Улан-Удэ комбинированного типа и МУ "Управление по муниципальным закупкам" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания, в том числе благоустройство территории в соответствии с локальным сметным расчетом, с реестровым номером - 0302300048718000141(далее - Аукцион),и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии спунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
По мнениюЗаявителяего права и интересы нарушены тем, что Заказчиком не соблюдены требования Закона о контрактной системе.
1. Заказчиком, нарушены требования Закона о контрактной системе в части требований к участникам закупки - в документациине установлено требование о наличии у них лицензии МЧС России в соответствии с Постановлением правительства N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", и о необходимости предоставления копии такой лицензии в составе второй части заявки на участие.
Вместе с тем, предметом аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту здания детского сада. В составе работ размещен локальный сметный расчет N02-01-05, котором присутствуют работы, связанные с деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
2. В составе документации размещен проект контракта. Указанный проект содержит пункт 8.9, согласно которому установлена следующая ответственность генподрядчика: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую ценуза право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правшами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке_".
В данном случае торги проводятсяне на право заключенияконтракта, а на право выполнения работ. Таким образом, указанный пункт не может применяться к правоотношениям сторон и включен в текст контракта неправомерно.
На основании вышеизложенного, проситрассмотреть жалобу по существу, провести внеплановую проверку данной закупки, признать в действиях заказчика нарушения положений Закона о контрактной системе, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представители Заказчика иУполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, пояснили, что аукционная документация разработана с учетом положений Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с частями 4-5.1 статьи 48, 2-3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Муниципальным контрактом предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций.
Согласно позиции ФАС России при осуществлении закупки строительных работ с работами по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, с целью недопущения ограничения количества участников закупки, заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования о наличии лицензии на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, заказчик не обязан устанавливать требование о наличии у участников закупки лицензии МЧС России в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1225 от 30.12.2011 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
2. Ответственность в контракте установлена в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила N 1042).
Данный пункт включен в Правила с целью исполнения ч. 11 ст. 69 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы иизучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАСРоссии установила следующее:
17.04.2018на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведенииАукциона (N0302300048718000141) и документация об аукционе.Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 50 737 900 рублей.
I.В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В документации об электронном аукционе предусмотрены, в том числе, монтажные работы по установке пожарной сигнализации.
В извещении и пункте 2 документации об электронном аукционе (номер извещения 0302300048718000141) установлены требования к участникам закупки, в том числе:
"- членство в саморегулируемой организации в области капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее цены заключаемого контракта (ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ);
- во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе".
Довод Заявителя о том, что участник аукциона должен иметь Лицензию Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений либо договор (контракт) подряда на выполнение данного вида работ" Комиссией Бурятского УФАС России признается необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возможно только при наличии лицензии МЧС России.
В силу пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В связи с тем, что в документации об электронном аукционе субподряд разрешен, подрядчик имеет право привлечь к выполнению монтажных работ по установке пожарной сигнализации субподрядчика, у которого рассматриваемая лицензия имеется.
Таким образом, не установив в документации о закупке требование к участнику закупки о наличии лицензии МЧС России, Заказчик не нарушил требования части 6 статьи 31 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
II. Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила N 1042).
Пунктом 5 Правил N 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в установленном порядке.
Данное условие включено в проект муниципального контракта во исполнение части 11 статьи 69 Закона о контрактной системе, согласно которой в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт, и победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Таким образом, в действиях МБДОУ детский сад N 57 "Белочка" г. Улан-Удэ комбинированного типа и МУ "Управление по муниципальным закупам" нарушений требований законодательства о контрактной системе не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Авангард"необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 10 мая 2018 г. N 04-50/221-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018