Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель комиссии |
Кожемяко Н.А. |
Члены комиссии |
Кикичева Я.В. |
|
Колесникова Д.В. |
рассмотрев в присутствии представителя Заказчика, представителя Заявителя дело N 799/05 по жалобе ООО "Кремень" о нарушении Заказчиком норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300284518000065 на "Выполнение работ по эксплуатации дождевой канализации и искусственных сооружений на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону",
УСТАНОВИЛА
Жалоба ООО "Кремень" поступила в Ростовское УФАС России 19.04.2018 г. (вх. N 6007), жалоба ООО "Промгидросети" 20.04.2018 г. (вх. 6105).
23.04.2018 г. (вх. N 6229) в Ростовское УФАС России поступило письмо ООО "Промидросети" об отзыве жалобы.
Согласно доводам жалобы Заказчик:
- ограничил количество участников закупки, установив излишние требования к товару при его описании;
- разместил извещение и аукционную документацию с нарушениями норм Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы согласился частично, представил письменные возражения.
Комиссия, по результатам рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, установила следующее.
Заказчик 30.03.2018 г. разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной торговой площадке www.roseltorg.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300284518000065 на "Выполнение работ по эксплуатации дождевой канализации и искусственных сооружений на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону".
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 40 182 865,89 рублей.
Закупка приостановлена, контракт не заключен.
1. Согласно доводам жалобы ООО "Кремень" потенциальные участники введены в заблуждение относительно размера обеспечения контракта и НМЦК:
- извещение и аукционная документация содержат разночтения относительно цены контракт: 40 182 865,89 рублей и 40 182 865,00 рублей соответственно;
- размер обеспечения исполнения контракта в извещении установлен в размере 12 054 859,77 рублей, в плане графике - 12 054 859,76 рублей.
Комиссия Ростовского УФАС России изучила план - график Заказчика, размещенный на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, аукционную документацию и извещение о проведении аукциона и установила, что разночтения отсутствуют (в материалы дела представлены скриншоты это подтверждающие).
Довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы ООО "Кремень" в плане-графике Заказчика по позиции N 001 - "Выполнение работ по эксплуатации дождевой канализации и искусственных сооружений на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону" установлен способ определения поставщика - совместный электронный аукцион. В то время как заказчиком проводится открытый аукцион в электронной форме.
Комиссия Ростовского УФАС России изучила план - график Заказчика.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по позиции N 001 - "Выполнение работ по эксплуатации дождевой канализации и искусственных сооружений на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону" установлен способ определения поставщика -электронный аукцион.
Довод жалобы является необоснованным.
3. Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон (приведен перечень).
Пунктом 2.4. проекта контракта установлено, что цена контракта является твердой на весь период производства работ по контракту и не подлежит изменению за исключением п. 12.1. раздела 12 настоящего контракта.
Согласно пункту 12.1 проекта контракта "ни одна из сторон не несет ответственности перед другой Стороной за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства по контракту, в случае наступления обстоятельств, непосредственно влияющих на исполнение контракта, возникших помимо воли Сторон и которые нельзя предвидеть или избежать. Такими обстоятельствами признаются: военные действия, объявление режима военного или чрезвычайного положения, блокада, эмбарго, взрывы, эпидемии, землетрясения, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия, а также введение запретных либо ограничительных мер законодательством Российской Федерации и Ростовской области в период действия контракта.
Согласно доводам жалобы ООО "Кремень", проект контракта не содержит перечень случаев, при которых может быть изменена цена контракта.
Представитель Заказчика, присутствующая на рассмотрении дела, пояснила, что Заказчик с вменяемым нарушением согласен, была допущена техническая ошибка - сдвинута нумерация пунктов контракта. Перечень случаев, при которых может быть изменена цена контракта, установлен п. 11.1 проекта контракта.
Таким образом, данный довод жалобы ООО "Кремень" является обоснованным, Заказчик нарушившим ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Кремень", пункты 4.1.5 и 7.1 проекта контракта ущемляет права и законные интересы потенциального победителя аукциона в сфере предпринимательской деятельности.
Пунктом 4.1.5 проекта контракта установлено следующее.
Подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 (пятнадцати) дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора.
В тоже время пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 г. N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" предусмотрено, что оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Пунктом 7.1 проекта установлено, что _ при выявлении Заказчиком отклонений от сметной документации, Заказчик доводит информацию об этом до сведения Подрядчика, с указанием сроков устранения отклонений или некачественно выполненных работ. После устранения Подрядчиком замечаний, Заказчик в течение 5 (пяти) дней проводит повторную приемку объекта.
При этом, проект контракта не определяет минимальные сроки. Данное положение контракта предоставляет Заказчику возможность установления сроков, в которые невозможно устранить выявленные нарушения, что предполагает возможность злоупотребления данным положением контракта на стадии его исполнения.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика, присутствующая на рассмотрении дела, пояснила, что Заказчик с вменяемым нарушением согласен, были допущены технические ошибки и неточности.
Таким образом, данный довод жалобы ООО "Кремень" является обоснованным, Заказчик нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Кремень", Заказчик при описании товаров (материалов, оборудования), используемых в ходе выполнения работ установил излишние требования, не влияющие на соответствие предлагаемого товара потребностям заказчика. Установление излишних требований, формулировок и пояснений направлено на усложнение подготовки первой части заявки потенциальными участниками и направлено на ограничение количества участников аукциона, а именно:
- товар "Раствор готовый"; установлено требование: в качестве вяжущих материалов не применять шлакопортландцемент по ГОСТ 10178;
- товар "Плита"; установлено требование: размер плиты должен соответствовать указанным на одном чертеже: приведен чертеж 1, чертеж 2 и чертеж 3. Количество монтажных петель должно быть 4 или 2.
В тоже время, количество петель определяется выбором того или иного вида плит и напрямую зависит от него.
- товар "Кирпич"; установлено требование: кирпич допускается клинкерный.
Данная формулировка предполагает, что помимо клинкерного кирпича, возможно использовать любой другой кирпич.
- товар "Известь строительная негашеная порошкообразная"; установлено требование: известь допускается с добавками. Сорт извести не должен быть 1: должен быть 3; 2;
- товар "Щебень из горных пород"; установлены требования - группа по содержанию зерен пластинчатой и игловатой форме 1-2.
Инструкция по заполнению заявки не содержит трактовки знака "тире".
Соответственно, излишними являются:
- требование к указанию в составе заявки количества петель по товару "Плита";
- указание на применение добавок или их отсутствие - так как Заказчика удовлетворит известь как с добавками, так и без; не применение извести 1 сорта - так как следом установлено требование о применении извести только 3 или 2 сорта;
- отсутствие описания в инструкции трактовки знака "тире", так как "тире" в общепринятом использовании предполагает на указание диапазонных значений.
Комиссия Ростовского УФАС России изучила аукционную документацию, инструкцию по заполнению заявки, заявки участников аукциона и установила следующее.
На основании п.п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация о проведении электронного аукциона должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч.ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по заполнению заявки.
При этом не допускается установление требований, влекущих ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. При этом установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе должна содержать в т.ч. конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Из анализа приведенных норм следует, что устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, по которым в заявке должны быть указаны конкретные показатели), заказчик тем самым определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в первой части заявки на участие в аукционе, т.е. содержание первой части заявки.
При этом, Заказчик должен учитывать названный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участников закупки документы и сведения, не предусмотренные ч.ч.3, 5 ст.66 Закона.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия.
В силу ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона или представления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона, требованиям документации об аукционе.
Таким образом, ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, определяя порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, возлагает на аукционную комиссию обязанность по проверке соответствия предложенных участниками закупки в соответствии с п.3 ч.3 ст.66 Закона конкретных показателей товаров требованиям документации об аукционе.
В случае несоответствия предложения участника аукциона, в части конкретных показателей предложенных товаров, требованиям документации, такому участнику аукционная комиссия отказывает в допуске к участию в аукционе, и как следствие, данный участник лишается возможности претендовать на заключение контракта, путем снижения начальной цены контракта в соответствии со ст.68 Закона.
Процесс подготовки участника закупки к участию в аукционе включает в себя в т.ч. следующие этапы:
- изучение документации об аукционе: ознакомление с условиями контракта, анализ требований к товарам, используемым при выполнении работ;
- подготовка предложения о товарах, с учетом характеристик, указанных в документации об аукционе: выбор товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, перечисление в первой части аукционной заявки характеристик предлагаемых товаров.
Следовательно, создание необоснованных препятствий для самостоятельного совершения участников закупки названных действий при подготовке заявки, способствует созданию дополнительных, не связанных с удовлетворением потребности заказчика, условий для отклонения заявок участников закупки, что имеет своим последствием ограничение количества участников закупок.
Как указано выше, исполнение заказчиком приведенных норм ч.ч.1, 2 ст.33, ч.1 ст.64 Закона, должно быть направлено на достижение названных целей законодательства о контрактной системе, установленных ст.1 Закона.
Из приведенных норм Закона следует, что при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона, должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что довод ООО "Кремень" по товару "Раствор готовый"; установлено требование: в качестве вяжущих материалов не применять шлакопортландцемент по ГОСТ 10178 является необоснованным, так как в качестве вяжущих материалов возможно применение: гипсовых (ГОСТ 125), известь строительную (ГОСТ 9179) и т.д.
В части товаров "Кирпич", "Плита", "Известь строительная негашеная порошкообразная" и "Щебень из горных пород" доводы жалобы являются обоснованными. Описание товара и требования к нему носят излишний характер, направленный на запутывание потенциальных участников при подготовке первой части заявки и имеющая своей целью ограничить количество участников закупки, что противоречит целям законодательства о контрактной системе.
В тоже время, Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что излишние требования, установленные заказчиком, не привели к ущемлению прав и законных интересов участников закупки.
ООО "Кремень" не принимало участие в рассматриваемом аукционе. Всего подано 4 заявки.
Первая часть заявки участника под номером 1 признана несоответствующей требованиям документации обосновано (по товару "Доски обрезанные).
Учитывая изложенное, Заказчик, установив излишние требования при описании товара, используемого при выполнении работ нарушил часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ростовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кремень" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика (уполномоченный орган) - МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону" нарушившим ст. 33, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 64 и ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в проект контракта на стадии его подписания с учетом норм Закона о контрактной системе и данного решения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Ростовской области со дня его принятия.
Председатель комиссии |
Н.А. Кожемяко
|
Члены комиссии |
Я.В. Кикичева
Д.В. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 апреля 2018 г. N 799/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018