Резолютивная часть решения оглашена "07" мая 2018 г. г. Томск
Решение изготовлено в полном объеме "11" мая 2018 г.
|
рассмотрев в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/77-18, возбужденное по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Современные системы питания" (далее - ООО "Современные системы питания", Общество, заявитель) на действия заказчика - Департамента капитального строительства администрации Города Томска (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Администрации Города Томска (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт МАОУ СОШ N 15 имени Г.Е. Николаевой г. Томска, ул. Челюскинцев, 20а (решение суда)" (извещение N0165300010518000332),
без участия заявителя - ООО "Современные системы питания", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела (исх.NЭЗ/2657 от 03.05.2018), при участии представителей заказчика - Департамента капитального строительства администрации Города Томска Беспрозванных Л.М. (доверенность N53 от 07.05.2018), Захаровой О.А. (доверенность N8 от 09.01.2018), представителя уполномоченного органа - Администрации Города Томска Комогорцева А.В. (доверенность N343 от 22.01.2018),
УСТАНОВИЛА:
В УФАС России обратилось ООО "Современные системы питания" с жалобой (вх.N65595/18 от 26.04.2018), поданной в срок и соответствующей требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ, на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт МАОУ СОШ N 15 имени Г.Е. Николаевой г. Томска, ул. Челюскинцев, 20а (решение суда)" (извещение N0165300010518000332), нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ.
В соответствии с п.3.12 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14, жалоба передана в Томское УФАС России по подведомственности для рассмотрения по существу (вх.N2797 от 03.05.2018).
Заявитель в жалобе указывает, что аукционная документация заказчика составлена с нарушением п.2 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ и ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон 135-ФЗ).
Заявитель жалобы считает, что "согласно документации, в рамках аукциона, помимо выполнения строительных работ, необходимо поставить технологическое оборудование, предназначенное для приготовления, хранения и подачи пищи.
Поставка указанного выше оборудования технологически и функционально не связана с предметом закупки".
Заявитель в жалобе указывает, что "профессиональные участники рынка технологического оборудования лишены возможности принять участие в аукционе и осуществить поставку оборудования ввиду необходимости выполнить общестроительные работы не подлежит рассмотрению Комиссией Томского УФАС России по контролю в сфере закупок".
По мнению заявителя, "включение указанного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение контракта по итогам аукциона".
Заявитель просит приостановить определение поставщика; признать действия заказчика и уполномоченного органа незаконными; выдать предписание о внесение изменений в положения документации; привлечь виновных лиц к ответственности.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились.
Представители заказчика поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на жалобу ООО "Современные системы питания", ранее представленном в Томское УФАС России (вх.N2844 от 04.05.2018), указав, что "действия, связанные с оборудованием и капитальным ремонтом школы, являются неотъемлемой частью контракта, направлены на создание готового к эксплуатации объекта, что говорит об осуществлении единого непрерывного комплексного процесса и допускает объединение в один лот работ по ремонту и связанного с ним приобретения оборудования".
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях по жалобе, ранее представленных в Томское УФАС России (вх.N2836 от 04.05.2018), пояснив, что "согласно пункту 5 Документации работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием на капитальный ремонт МАОУ СОШ N 15 имени Г.Е. Николаевой г. Томска, ул. Челюскинцев, 20а (решение суда), проектной документацией.
Документация к аукциону составлена в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, имеющей положительное заключение ОГАУ "Томскгосэкспертиза" от 21.12.2017 N 70-1-0329-17, в которой определен перечень применяемых и совместно взаимосвязанных материалов и оборудования, обусловленных конструктивным решением объекта капитального ремонта, неприменение или замена которых недопустима (копия заключения прилагается)".
Вместе с тем, уполномоченный орган указал, что "проектно-сметной документацией предусмотрены затраты на установку оборудования для столовой с подключением к инженерным сетям и коммуникациям. Указанное оборудование вправе приобрести любая строительная организация независимо от ее специализации по ценам, сложившимся на рынке, и именно юридическое лицо, ведущее работы по капитальному ремонту, может приобрести технологически более эффективное и пригодное для установки оборудование для пищеблока, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта капитально ремонта".
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа считает, что аукционная документация разработана заказчиком в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и Закона 44-ФЗ.
Представители заказчика и уполномоченного органа просили признать жалобу ООО "Современные системы питания" необоснованной.
Изучив доводы жалобы ООО "Современные системы питания", письменного отзыва заказчика, письменных пояснений уполномоченного органа, заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела N03-10/77-18, и проведя внеплановую проверку на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ всех материалов электронного аукциона N0165300010518000332, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0165300010518000332 и документация о проведении электронного аукциона опубликованы на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) - 11.04.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 165 650 230, 00 рублей.
Идентификационный код закупки - 183701700384570170100100190194399243.
Заказчик - Департамент капитального строительства администрации Города Томска.
Уполномоченный орган - Администрация Города Томска.
Объект закупки - капитальный ремонт МАОУ СОШ N 15 имени Г.Е. Николаевой г. Томска, ул. Челюскинцев, 20а (решение суда).
На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам проведения электронного аукциона N0165300010518000332 не заключен. Закупка находится на стадии заключения контракта.
В соответствии со ст.6 Закона 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 ст.8 Закона 44-ФЗ определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, согласно ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии п.1 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ (далее - ГрК РФ) установлена обязанность лица, осуществляющего капитальный ремонт, осуществлять капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с требованиями проектной документации, технических регламентов.
Частью 3 Технического задания документации об электронном аукционе установлено: "Работы на объекте должны быть выполнены в соответствии с проектно- сметной документацией, разработанной ООО "Томскремстройпроект", получившей положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости ОГАУ "ТОМСКГОСЭКСПЕРТИЗА" N 70-1-0329-17 от 21.12.2017, действующим законодательством РФ".
Из содержания Локального сметного расчета N02-01-04, являющегося частью проектно-сметной документации, получившей положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости ОГАУ "ТОМСКГОСЭКСПЕРТИЗА" N70-1-0329-17 от 21.12.2017, следует, что необходимо приобрести и установить 54 позиции оборудования для столовой, в том числе: плита, стол разделочный, холодильный шкаф, сковорода электрическая, кипятильник, ванна моечная, весы, машина посудомоечная и прочее.
Основной задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В рассматриваемом случае имеется не только связь работ по капитальному ремонту с услугами по установке оборудования, но также усматривается, что объединение указанных работ и услуг позволит обеспечить их качественное выполнение, а также эффективно и рационально использовать бюджетные средства.
Закон 44-ФЗ не содержит запрета на объединение товаров (работ, услуг) в один лот, таким образом, возможность поставки товаров разными лицами сама по себе не может являться доказательством ограничения конкуренции.
Таким образом, объединение в один лот работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства и приобретение товаров - оборудования, необходимого для функционирования готового объекта и его нормальной эксплуатации не нарушает требования действующего законодательства, обусловлено потребностями заказчика, является его правом и направлено на достижение единого результата - получение объекта капитального строительства, готового к эксплуатации. Такое формирование объекта закупки обеспечивает заказчику наиболее качественное достижение поставленной цели, наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи. А равно осуществление контроля за осуществлением работ и оснащением помещений здания школы в рамках одного объявленного аукциона без дополнительных временных и организационных затрат.
Доказательств того, что формирование заказчиком объекта закупки в таком виде привело к ограничению конкуренции, в материалы дела заявителем не представлено.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что требования, установленные заказчиком в описание объекта закупки (Техническое задание документации электронного аукциона) соответствуют положениям Закона 44-ФЗ.
Из положений ч.ч.8 и 9 ст.105 Закона 44-ФЗ следует, что жалоба на действия (бездействие) заказчика должна содержать: указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку ограничение количества участников закупки предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы конкретного участника, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для поставки товара, соответствующего требованиям заказчика, на что указывает положение ч.2 ст.105 Закона 44-ФЗ.
Между тем, ООО "Современные системы питания" в материалы дела N 03-10/77-18 не представлены доказательства, подтверждающие довод об ограничении количества участников закупки, требованиями, установленными заказчиком в документации электронного аукциона.
Заявителем в жалобе указано на признаки нарушения ст.17 Закона 135-ФЗ, вместе с тем, у Комиссии Томского УФАС России по контролю в сфере закупок отсутствуют полномочия по проверке действий заказчика на предмет нарушения антимонопольного законодательства, кроме того, сроки, порядок рассмотрения жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются положениями вышеуказанного Закона и другими нормативными документами.
В ходе внеплановой проверки всех материалов электронного аукциона N0165300010518000332, проведенной на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ и положений административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент N727/14 от 19.11.2014), Комиссией Томского УФАС России не установлено нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании установленного, руководствуясь ст.ст.6, 8, 33, 64, 105, 106 Закона N44-ФЗ, Административным регламентом N727/14 от 19.11.2014, ГрК РФ, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Современные системы питания" на действия заказчика - Департамента капитального строительства администрации Города Томска и уполномоченного органа - Администрации Города Томска поселения при проведении электронного аукциона N0165300010518000332 "Капитальный ремонт МАОУ СОШ N 15 имени Г.Е. Николаевой г. Томска, ул. Челюскинцев, 20а (решение суда)" необоснованной.
2. Передать материалы дела N03-10/77-18 для рассмотрения довода жалобы ООО "Современные системы питания" в части наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в отдел контроля монополистической деятельности Томского УФАС России.
Председатель Комиссии |
|
|
Шевченко В.И. |
члены Комиссии |
|
|
Алиев Р.А. |
|
|
|
Лосев В.Г. |
|
|
|
Засухова Э.Д. |
|
|
|
Некрасова Л.А. |
|
|
|
Вилесова А.А. |
|
|
|
Насонова В.К. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 7 мая 2018 г. N ЭЗ/2963
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018