Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПБ ГБУ Центр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 11" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "БЕСА" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 10524-ЭП/18 от 24.04.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в ОЛ "Ушково" СПБ ГБУ Центр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 11" в 2018 г. (извещение номер 0372200144118000005) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.03.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200144118000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 201 794,30 рублей.
В жалобе ООО "БЕСА" указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось, в:
- использовании нестандартных требований к товарам, использующимся при выполнении работ;
- установлении противоречивых требований к товарам, использующимся при выполнении работ.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
Заявитель обжалует требования к товару по позиции 2 "Наконечники кабельные", а именно "Длина контактного стержня, мм, 12. D (Рис1.) 10,5 мм. d1 (Рис.1.), мм, 13. d (Рис.1), мм, 16.C (Рис.1.), мм, 0, Длина контактного стержня, мм, 12. D (Рис1.) от 10,5 до 13,0 мм. В (Рис.1.), мм, не более 24. d1 (Рис.1.), мм, 13. d (Рис.1), мм, 16.C (Рис.1.), мм, 0,8. l2(Рис.1.), мм, 12,5-13,5. L (Рис.1.), мм, 63,5 -66,5. Rмах(Рис.1.), мм, не более 15. lмин(Рис.1.), мм,26. l1(Рис.1.), мм,26,4-28,6".
Заявитель указывает на нестандартность характеристик, используя в качестве обоснования своей позиции требования ГОСТ 7386-80 "Наконечники кабельные медные, закрепляемые опрессовкой. Конструкция и размеры".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что требования о соответствии товара данному государственному стандарту не установлено, а характеристики товара могут регулироваться иными документами технического регулирования, например, положениями ГОСТ 22668-77 (СТ СЭВ 4441-83) "Наконечники и гильзы кабельные. Основные размеры".
При этом довод Заявителя основан на субъективных суждениях и не содержит каких-либо документальных доказательств, подтверждающих его обоснованность.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель явку своих представителей не обеспечил и в нарушение вышеуказанной нормы не представил документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в закупке и ограничения количества участников закупки. Данный довод жалобы признан необоснованным.
2. В силу п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
К товару по позиции 19 "Наконечники кабельные" Заказчиком установлено требование "Длина контактного стержня, мм, 12. D (Рис2.) 10,5 мм. d1 (Рис.2.), мм, 13. d (Рис.2), мм, 16.C (Рис.2.), мм, 0, Длина контактного стержня, мм, 12. D (Рис2.) от 10,5 до 13,0 мм. В (Рис.2.), мм, не более 24. d1 (Рис.2.), мм, 13. d (Рис.2), мм, 16.C (Рис.2.), мм, 0,8. l2(Рис.2.), мм, 12,5-13,5. L (Рис.2.), мм, 63,5 -66,5. Rмах(Рис.2.), мм, не более 15. lмин(Рис.2.), мм,26. l1(Рис.2.), мм,26,4-28,6", а также использован рисунок с номером 4.
При этом нумерация рисунка, использованная Заказчиком при описании показателей, не соответствует номеру рисунка, установленного относительно данной товарной позиции, что не позволяет однозначно определить требования Заказчика и в чем усматривается нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
3. Заявитель обжалует установление требований к товару по позиции 62 "Трубопровод", а именно: "Тип соединения стальных труб, а также деталей и узлов: сваркой или на резьбе, на накидных гайках и фланцах (к арматуре и оборудованию). Наружный диаметр трубопровода не менее 26 мм. Отклонения линейных размеров собранных узлов по длине на 1 метр в меньшую сторону не должно превышать 3 мм. Отклонения линейных размеров собранных узлов по длине на 1 метр в большую сторону не должно превышать 3 мм. Тип исполнения поворотов трубопровода: путем изгиба труб или применением бесшовных приварных отводов из углеродистой стали по ГОСТ 17375-2001. Условный проход трубопровода 20 мм. Основные элементы конструкции трубопровода: неоцинкованная стальная сварная труба по ГОСТ 3262- 75. Толщина стенки труб не более 2,8 мм. Внешний вид: на торцах труб не допускаются расслоения".
При этом довод Заявителя основан на субъективных суждениях и не содержит каких-либо документальных доказательств, подтверждающих его обоснованность.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель явку своих представителей не обеспечил и в нарушение вышеуказанной нормы не представил документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в закупке и ограничения количества участников закупки. Данный довод жалобы признан необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 12, 13, 19, 33, 59, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БЕСА" обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика..
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 мая 2018 г. N 44-2350/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018