Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N 275 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Сороко Максима Петровича (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 10848/18 от 25.04.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку интерактивного оборудования (извещение номер 0372200167118000001) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.02.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200167118000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 рублей.
В жалобе ИП Сороко Максим Петрович указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. 04.05.2018 в 00 часов 05 минут на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена информация о заключении государственного контракта с победителем электронного аукциона ООО "Фениксон".
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 20.04.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"Отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа: на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ; (Первая часть заявки не соответствует информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ-44, а именно: конкретные показатели поставляемого товара не соответствуют значениям, установленным в Форме "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" (Приложение N 2 к Техническому заданию) документации об аукционе. Основание для отклонения: п. 2 ч. 4 статьи 67 ФЗ N 44. В соответствии с пунктом 1 Приложения N2 установлены конкретные требования: Интерактивный комплект: 1. Интерактивная доска. Должен проецировать четкое сфокусированное изображение на экран размером 80 дюймов с расстояния не бoлее 75 см от экрана Вертикальная коррекция трапецеидальных искажений (автоматическая и/или ручная) не менее +/- 5°. Горизонтальная коррекция трапецеидальных искажений градусов не менее +/- 5°. Телескопическая раздвижная штанга должна обеспечивать проекционное расстояние от 700 до 1200 мм В заявке участника указано: "Есть возможность проецирования сфокусированного изображения на экраны размерами в диапазоне 50 дюймов к 90 дюймов" "Вертикальная коррекция трапецеидальных искажений (автоматическая и ручная) в диапазоне -15 к +15°". "Горизонтальная коррекция трапецеидальных искажений градусов в диапазоне -15° к +15°". "Телескопическая раздвижная штанга обеспечивает проекционное расстояние в диапазоне длин 700 мм. к 1200 мм" В соответствии с пунктом 1 Приложения N2 установлены конкретные требования: Интерактивный комплект: 2. Компьютер: параметры электропитания устройств подключаемых к сети ( 220 V +10% /- 15%, 50 Hz +/- 1 Hz); температура окружающей среды oт +5 °С до +40 °C; относительная влажность oт 40% до 80% при температуре +25 °C; Питание напряжение от 100 до 240 В пер. тока с частотой 50 и/или 60 Гц 3 Гц/1,0 A (номинал). В заявке участника указано: "параметры электропитания устройств подключаемых к сети (220 V с погрешностью в диапазоне -15% к +10%, 50 Hz с погрешностью в диапазоне -1 Hz к +1 Hz)"; "температура окружающей среды в диапазоне +5 °С к +40 °C"; "относительная влажность в диапазоне 40% к 80% при температуре +25 °C". "Питание напряжение в диапазоне 100 В к 240 В переменного тока с частотой 50 и 60 Гц с погрешностью в диапазоне -3 Гц к +3 Гц 1,0 A (номинал)". В соответствии с пунктом 1 Приложения N2 установлены конкретные требования: Интерактивный комплект: 3. МФУ: Универсальный податчик должен быть боле 99 листов плотностью не хуже 220 г/м
и форматов A4, A5, A6, B5, B6, Letter, Legal, Custom (от 70 x 148 до 216 x 356 мм). Универсальная кассета для бумаги более 245 листов плотностью от 60-163 г/м
и форматов A4, A5, A6, B5, Letter, Legal, Custom (от 105 x 148 до 216 x 356 мм). Наличие двусторонней печать на бумаге плотностью от 60-163 г/м
и форматов A4, A5, B5, Letter, Legal. Устройство автоматической подачи оригиналов не менее 50 листов плотностью от 60-163 г/м
и форматов A4, A5, A6, B5, B6, Letter, Legal, Custom (от 100 x 148 до 216 x 356 мм). В заявке участника указано: "Универсальный податчик 100 листов плотностью 220 г/м
и форматов A4, A5, A6, B5, B6, Letter, Legal, Custom (в диапазоне размеров 70x148 мм. к 216x356 мм)". "Универсальная кассета для бумаги 250 листов плотностью в диапазоне значений 60 г/м
к 163 г/м
и форматов A4, A5, A6, B5, Letter, Legal, Custom (в диапазоне размеров 105x148 мм. к 216x356 мм)". "Наличие двусторонней печати на бумаге плотностью в диапазоне значений 60 г/м
к 163 г/м
и форматов A4, A5, B5, Letter, Legal". "Устройство автоматической подачи оригиналов 50 листов плотностью в диапазоне значений 60 г/м
к 163 г/м
и форматов A4, A5, A6, B5, B6, Letter, Legal, Custom (в диапазоне размеров 100x148 мм. к 216x356 мм)".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при этом данной нормой не предусмотрены требования о предоставлении участниками сведений о количестве предлагаемых к поставке товаров.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" к Техническому заданию документации об аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 5 "Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе" Технического задания документации об аукционе.
Согласно положениям установленной инструкции:
"По второму виду показателей, для которых указаны диапазоны значений: Участники должны указать нижнюю и верхнюю границу показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика. При описании требований к диапазонным значениям показателей товаров заказчик использовал слова: "в диапазоне_ от...до..."; "..."; "не менее...не более..."; "менее...более..."; "не более...не менее..."; "более...менее..."; "не более...более..."; "более_не более..."; "не менее...менее...". Участник закупки представляет сведения о диапазонных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной позиции им предложен товар с указанием характеристик, используя при этом вышеуказанные слова и знаки, что не соответствует требованиям документации об аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, на момент рассмотрения первых частей заявок участников, аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
2. Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Согласно положениям установленной инструкции:
"По второму виду показателей, для которых указаны диапазоны значений: Участники должны указать нижнюю и верхнюю границу показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика. При описании требований к диапазонным значениям показателей товаров заказчик использовал слова: "в диапазоне_ от...до..."; "..."; "не менее...не более..."; "менее...более..."; "не более...не менее..."; "более...менее..."; "не более...более..."; "более_не более..."; "не менее...менее...". Участник закупки представляет сведения о диапазонных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков".
С учетом положений инструкции участникам закупки надлежало предоставить характеристики товаров без использования слов, например, "в диапазоне_". При этом указание характеристики с использованием данных слов или без их использования (например, указание двух значений через "-") не изменяет смысла предоставляемой участником характеристики, следовательно, требования инструкции, по сути, являются требованиями к оформлению заявки и в чем усматривается нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В силу ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.
Информация о принятии решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) направлено Заказчику посредством электронной почты 28.04.2018.
Вместе с тем 04.05.2018 в 00 часов 05 минут минут на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещена информация о заключении государственного контракта с победителем электронного аукциона ООО "Фениксон". Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 59, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сороко Максима Петровича необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с заключением Заказчиком государственного контракта.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 мая 2018 г. N 44-2365/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018