Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ГБОУ СОШ N 639 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Луч" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11213-ЭП/18 от 28.04.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем водоподготовки (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 20.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200256818000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 679 153,33 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика в части установления в документации о закупке инструкции по заполнению и требований к конкретным показателям товаров, которые не позволяют надлежащим образом заполнить первую часть заявки на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных требований к конкретным показателям товаров.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 "Алюминий сернокислый" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Массовая доля: не более 99% (Требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Соответствие ГОСТ: должен соответствовать ГОСТ 3758-75 (Требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Гарантийный срок хранения: должен быть не менее 24 месяцев со дня изготовления (Требования к значениям показателей (характеристик), тип 2).".
В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 3758-75 "Реактивы. Алюминий сернокислый 18-водный. Технические условия" по физико-химическим показателям 18-водный сернокислый алюминий должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице:
Наименование показателя |
Норма |
|
|
Чистый для анализа (ч.д.а.) |
Чистый (ч.) |
1. Массовая доля 18-водного сернокислого алюминия (Al2 (SО4)3·18H2О), %, не менее |
97 |
95 |
Таким образом, ГОСТ 3758-75 содержит требование к минимальному значению показателя массовой доли 18-водного сернокислотного алюминия. При этом ограничение верхней границы значения показателя в ГОСТ 3758-75 не установлено. Следовательно, значение показателя в соответствии с ГОСТ 3758-75 может составлять 100 %.
Заказчиком в документации о закупке установлено требование к верхней границе значения показателя, которое не позволяет указать в первой части заявки значение, соответствующее требованиям ГОСТ 3758-75 (например, 99.5%), а также позволяет указать значение не в соответствии с ГОСТ 3758-75 (например, 50%).
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 5.2 ГОСТ 3758-75 гарантийный срок хранения - два года со дня изготовления. Следовательно, гарантийный срок хранения в соответствии с ГОСТ 3758-75 установлен в виде определенного срока, который не подлежит изменению. Требование не содержит указание на его минимальность или его максимальность.
Таким образом, установление в документации о закупке требования к гарантийному срок хранения с использованием слов "не менее", что позволяет указать любое значение, несоответствующее ГОСТ 3758-75, влечет в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 4 "Медь (II) сернокислая 5-водная" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "должен соответствовать ГОСТ 4165-78, ГОСТ 12.1.007-76 (Требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Массовая доля 5-водной сернокислой меди: не должен быть > 98,5% (Требования к значениям показателей (характеристик), тип 1). Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны в зависимости от класса опасности вещества: не более 1,0 мг/м3 (Требования к значениям показателей (характеристик), тип 2).".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно разделу 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Ко второму типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров относятся требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться. При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей (характеристик) товаров по второму типу, участник закупки, согласно настоящей инструкции по заполнению первой части заявки, должен указать: единицы измерения, соответствующие требованиям настоящего технического задания, а также требованиям, установленным в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; наименования показателей (характеристик), которые должны быть указаны без изменений; значения показателей (характеристик), соответствующие требованиям настоящего технического задания (описания объекта закупки).".
Следовательно, предлагаемый участником закупки в первой части заявки товар должен соответствовать всем государственным стандартам, указанным в п. 4 Приложения N 2 к Техническому заданию.
В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 4165-78 "Реактивы. Медь (II) сернокислая 5-водная. Технические условия" по физико-химическим показателям 5-водная сернокислая медь (II) должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице:
Наименование показателя |
Норма |
||
|
Химически чистый (х.ч.) ОКП 26 2224 0333 00 |
Чистый для анализа (ч.д.а.) ОКП 26 2224 0332 01 |
Чистый (ч.) ОКП 26 2224 0331 02 |
1. Массовая доля 5-водной сернокислой меди (II) (CuSO4·5H2O), %, не менее |
99,5
|
99,5
|
98,5 |
Таким образом, в соответствии с ГОСТ 4165-78, которому должен соответствовать товар по п. 4 Приложения N 2 к Техническому заданию, значение показателя массовой доли 5-водной сернокислой меди (II) составляет от 98,5% до 100 % для вида - чистый. При этом в соответствии с требованиями документации о закупке участник закупки не вправе указать значение показателя, превышающее 98,5%, соответствующее ГОСТ 4165-78, а также вправе указать значение показателя, которое не соответствует ГОСТ 4165-78 (например, 90%).
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В соответствии с п. 6.1 ГОСТ 4165-78 предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны - 0,5 мг/м3 (по меди).
Таким образом, Заказчиком установлено требование к значению показателя предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которое превышает максимально допустимое значение, указанное в ГОСТ 4165-78.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 9 "Стартер" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Описание: должен обеспечивать автоматическое замыкание и размыкание цепи предварительного подогрева катодов люминесцентной лампы для ее зажигания в соответствии с ГОСТ 8799-90 (Требования к значениям показателей (характеристик), тип 4). Степень защиты: не ниже IP20 (Требования к значениям показателей (характеристик), тип 1).".
В соответствии с п. 1.7.3 ГОСТ 8799-90 "Стартеры для трубчатых люминесцентных ламп. Технические условия" степень защиты должна быть не ниже IP33 по ГОСТ 14254.
Таким образом, Заказчиком установлен нестандартный показатель степени защиты, который позволяет указать значение показателя, несоответствующее ГОСТ 8799-90 (например, IP31), требование о соответствии товара которому установлено в Приложении N 2 к Техническому заданию.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление инструкции по заполнению первой части заявки, которая не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
Согласно разделу 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров указаны в различных комбинациях слов и знаков, приведенных выше, а также: с использованием знака "-", при этом одно конкретное значение должно входить в установленный интервал, крайние значения удовлетворяют потребностям заказчика если установлено требование о соответствии товара ГОСТ, в иных случаях крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика.".
Согласно доводам Заявителя инструкция не позволяет определить порядок заполнения, например, следующего показателя по п. 5 Приложения N 2 к Техническому заданию: "Определяемые значений массовых концентраций активного хлора: 0,2 - 2,5 мг/л (Требования к значениям показателей (характеристик), тип 3).".
Комиссия УФАС установила, что п. 5 Приложения N 2 к Техническому заданию не содержит требование о соответствии товара государственному стандарту. Следовательно, в соответствии с вышеуказанным порядком заполнения участник должен указать одно значение показателя, при этом данное значение не может быть равно крайнему значению нижней или верхней границы установленного диапазона.
В связи с тем, что инструкция позволяет определить порядок заполнения оспариваемого показателя, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Луч" частично обоснованной в части доводов об установлении нестандартных показателей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 мая 2018 г. N 44-2371/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018