Резолютивная часть решения оглашена 28.04.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу заявителя - ООО "Бельведер" на положения извещения о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по техническому диагностированию автомашин (N закупки 0328300032818000426), в присутствии представителя ООО "Бельведер".
27.04.2018 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 28.04.2018.
27.04.2018 на заседании Комиссии присутствовали представители: уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира; заказчика - муниципального унитарного предприятия города Владимира "Владимирводоканал", заявителя - ООО "Бельведер".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Бельведер" на положения извещения о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по техническому диагностированию автомашин (N закупки 0328300032818000426).
По мнению заявителя, в нарушение Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ) заказчик неправомерно требует от исполнителя проведение техосмотра по месту нахождения заказчика.
Заявитель утверждает, что технический осмотр транспортных средств может проводиться только в стационарных пунктах технического осмотра, оборудованных средствами технического диагностирования, находящихся по строго определенным адресам, по которым у оператора имеются сооружения, принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании. При этом все эти пункты должны быть заявлены оператором техосмотра при аккредитации. Полный перечень операторов техосмотра с указанием всех пунктов техосмотра и адресов этих пунктов опубликован на сайте РСА. Пункт техосмотра с адресом заказчика: г. Владимир, ул. Куйбышева, 24 "В" на данном сайте отсутствует, следовательно, проведение техосмотра по данному адресу является не законным.
Заявитель считает, что подтверждением его доводов жалобы является "Памятка для страховых агентов/брокеров и штатных работников страховых компаний, оформляющих договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", одобренная Комитетом РСА по организации системы технического осмотра транспортных средств 27 июня 2016 года, опубликованная на сайте Саморегулируемой Организации Некоммерческое Партнерство "Автоэксперт". В ней в частности сказано: "Исходя из положений Федерального закона от 1 июля 2011 года К 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года ЗГ2 1008, Правил заполнения диагностической карты, утвержденных приказом Минтранса России от 21 августа 2013 года М. 274, диагностическая карта является документом, оформленным оператором технического осмотра на стационарном пункте технического осмотра (адрес которого указан в реестре операторов технического осмотра, размещенном на официальном сайте РСА) по результатам проведения технического диагностировании. В связи с увеличением количества киберпреступлений и интернет мошенничеств в сфере технического осмотра, в целях минимизации рисков заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) на основании нелегитимного документа, составленного по форме диагностической карты рекомендуется проверять действительность документа, составленного по форме диагностической карты, по следующим параметрам: наличие в графе "Пункт технического осмотра" слов "передвижной пункт" является нарушением Правил заполнения диагностической карты, утвержденных приказом Минтранса России от 21.08.2013 года "Об утверждении правил заполнения диагностической карты", и может свидетельствовать о возможной нелегитимности документа, оформленного по форме диагностической карты.
Также заявитель считает, что заказчиком указана недостоверная информация в части наименования объекта закупки, а именно наименование объекта закупки не соответствует виду услуг.
Тем самым, заявитель считает, что заказчиком нарушен принцип обеспечения конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель уполномоченного органа, не согласившись с доводами заявителя, пояснил следующее.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ пункт технического осмотра - совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения технического осмотра транспортных средств оператором технического осмотра и находящихся по одному адресу.
Тем самым представитель уполномоченного органа считает, что при наличии сооружений, предоставленных заказчиком, а также средств технического диагностирования, необходимых для проведения технического осмотра, имеющихся в распоряжении исполнителя услуги - оператора технического осмотра, при одновременном их нахождении по одному адресу, позволяют осуществлять технический осмотр транспортных средств в соответствии с положениями действующего законодательства.
При этом, возможность проведения выездного техосмотра действующей редакцией закона не запрещена, а все данное утверждение заявителя построено на предстоящем изменении данного Федерального закона, а именно на проекте внесения изменения в действующую редакцию рассматриваемого закона, в соответствии с которой: "пункт технического осмотра - находящаяся по одному адресу производственно-техническая база, принадлежащая оператору технического осмотра на законном основании".
Также сам факт осуществления аккредитации не связан с наличием или отсутствием возможности проведения выездного техосмотра автотранспорта.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ наличие на праве собственности или ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), соответствующих установленным основным характеристикам и входящих в утвержденный перечень, не связано с их наличием по определенному адресу, т.к. данное требование в законе отсутствует.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ технический осмотр транспортных средств (далее также - технический осмотр) - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ техническое диагностирование - часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств".
Уполномоченный орган считает, что наименование предмета закупки в полной мере соответствует коду классификатора ОКПД2, на основании которого, в том числе, сформирован идентификационный код закупки.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу заявителя необоснованной в полном объеме.
Представитель заказчика полностью поддержал позицию уполномоченного органа.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В пункте 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по техническому диагностированию автомашин.
Согласно пункту 5 извещения о проведении запроса котировок описание объекта закупки отражено в приложении N 1 к настоящему извещению.
В указанном приложении заказчиком указаны следующие требования к исполнителю: обеспечить соблюдение правил проверки автотранспортных средств в соответствии с Правилами проведений технического осмотра утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств", а также другими руководящими документами, регламентирующими деятельность организации, участвующей в проверке технического состояния автотранспортных средств; обеспечить проведение технического осмотра автотранспортных средств на территории заказчика; по окончанию проведения технического осмотра представить заказчику диагностическую карту, содержащую сведения о выявленных технических неисправностях и о соответствии (несоответствии) автотранспортного средства обязательным требованиям безопасности автотранспортных средств.
Согласно пункту 5.1 извещения о проведении запроса котировок в приложении N 2 к настоящему извещению установлены условия контракта.
В данном приложении заказчиком указано следующее: исполнитель должен провести технический осмотр транспортных средств заказчика с использованием средств технического диагностирования при техническом осмотре квалифицированными специалистами. Техническое диагностирование автотранспорта должно обеспечивать безопасную эксплуатацию транспортных средств. При оказании услуг соблюдать все требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1008 от 05.12.2011 г., приказом Министерства транспорта РФ N 274 от 21.08.2013 г., Федеральным Законом РФ N 170-ФЗ от 01.07.2011 г. к таким услугам. Услуги оказываются по заявке заказчика, поданной по факсу, телефону, электронной почте или в письменной форме. Техническое диагностирование осуществляется в течение 3 рабочих дней после обращения. Оказание услуг осуществляется после согласования с заказчиком количества транспортных средств и времени проведения диагностирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.
В пункте 12 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ технический осмотр транспортных средств (далее также - технический осмотр) - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.
На основании пункта 14 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ техническое диагностирование - часть технического осмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Таким образом, из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что техническое диагностирование является частью технического осмотра.
Статья 17 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ описывает условия проведения технического осмотра.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.
На основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ пункт технического осмотра - совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения технического осмотра транспортных средств оператором технического осмотра и находящихся по одному адресу.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, при наличии сооружений, предоставленных заказчиком, а также средств технического диагностирования, необходимых для проведения технического осмотра, имеющихся в распоряжении исполнителя услуги - оператора технического осмотра, находящихся по одному адресу, технический осмотр транспортных средств в соответствии с положениями действующего законодательства возможно осуществить.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие условия оказания услуг, которые будут иметь существенное значение. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все потенциальные участники закупки.
Учитывая положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если требования установленные заказчиком не нарушают прямых запретов статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на осуществление потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, учитывая изложенное и приведенные выше положения действующего законодательства, Комиссия не усматривает в положениях извещения о проведении запроса котировок нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что было подано 2 заявки от участников закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Комиссия установила, что доводы заявителя не подтвердились, а именно в материалы дела заявителем не представлено объективных, неоспоримых, документарных доказательств правомерности своих доводов.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях извещения о проведении запроса котировок нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Бельведер" на положения извещения о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по техническому диагностированию автомашин (N закупки 0328300032818000426) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 28 апреля 2018 г. N Г 356-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018