Резолютивная часть решения оглашена 04.05.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Оптико-механические системы" (г.Санкт-Петербург) на положения документации электронного аукциона на приобретение технических средств реабилитации для инвалидов для нужд ГБУ СО ВО "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" (извещение N 0128200000118002847) в присутствии представителя заказчика - ГБУ СО ВО "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" (доверенность от 03.05.2018 N б\н).
Заявитель, уполномоченный орган, надлежащим образом, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 378-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Оптико-механические системы" (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на приобретение технических средств реабилитации для инвалидов для нужд ГБУ СО ВО "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" (извещение N 0128200000118002847).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик установил порядок оценки заявок, который ограничивает количество участников закупки.
В аукционной документации имеются признаки ограничивающие конкуренцию, присутствуют изделия, имеющие уникальный набор характеристик одного единственного производителя.
Объединены в один лот не связанные между собой товары с разной номенклатурой, технологически и функционально не связанные между собой.
В силу изложенного, заявитель просит обязать заказчика внести изменения в аукционную документацию.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.
Порядок рассмотрения первых частей заявок описан в инструкции к участникам закупок и составлен в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок.
При составлении технического задания были учтены потребности получателей социальных услуг, обращающихся в пункт проката заказчика, с учетом их физиологических характеристик. В аукционной документации были указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться в виду направленности закупки. В Приложении N 2 к информационной карте были указаны сноски для выбора участником закупки конкретных показателей товаров или указания диапазона поставляемых товаров. Изделия, закупаемые по данному электронному аукциону (коляски, кресла-стулья, ходунки, трости), широко представлены на рынке и имеют различных производителей.
Порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание. Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы. В данном электронном аукционе были объединены изделия, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (технические средства реабилитации), которые подразделяются на следующие виды - специальные средства для самообслуживания, специальные средства для ухода.
Таким образом, заказчик полагает свои действия по объединению в один лот изделий правомерными.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Оптико-механические системы" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Разделами 21-24, 29-32 Инструкции участникам закупок документации о проведении указанного электронного аукциона установлен порядок рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что положения Инструкции участникам закупок аукционной документации относительно порядка рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений, установление определенных требований к товару обусловлено потребностями заказчика.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на приобретение технических средств реабилитации для инвалидов для нужд ГБУ СО ВО "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" нарушений законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Оптико-механические системы" (г.Санкт-Петербург) на положения документации электронного аукциона на приобретение технических средств реабилитации для инвалидов для нужд ГБУ СО ВО "Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения" (извещение N 0128200000118002847) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 4 мая 2018 г. N Г 378-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018