Резолютивная часть решения оглашена 08.05.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО ИПЦ "Профкабинет" (г.Ярославль) на положения документации электронного аукциона на закупку стенда-тренажера "Электрооборудование автомобиля КАМАЗ", стенда для диагностики и очистки форсунок для нужд ГБПОУ ВО "Муромцевский лесотехнический техникум" (извещение N 0128200000118003363) в присутствии представителей заказчика - ГБПОУ ВО "Муромцевский лесотехнический техникум" (доверенность от 07.05.2018 N 276), (доверенность от 07.05.2018 N 275).
Заявитель, уполномоченный орган, надлежащим образом, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 382-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО ИПЦ "Профкабинет" (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на закупку стенда-тренажера "Электрооборудование автомобиля КАМАЗ", стенда для диагностики и очистки форсунок для нужд ГБПОУ ВО "Муромцевский лесотехнический техникум" (извещение N 0128200000118003363).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно техническому заданию, предметом закупки является стенд для диагностики и очистки форсунок, стенд-тренажер "Электрооборудование автомобиля КАМАЗ". В составе основного изделия стенда-тренажера "Электрооборудование автомобиля КАМАЗ" присутствует предмет со следующим описанием "Интегрированный робот-тренажер для обучения оказания первой помощи, представляющий собой анатомически правильную верхнюю часть торса манекена с головой".
Очевидно, что данный предмет представляет собой тренажер по медицине - манекен по отработке медицинских изделий. Более того, судя по описанию, интегрированный робот-тренажер не является интегрированным во что-либо/куда-либо, это абсолютно автономный предмет, самостоятельный продукт и продается как отдельный тренажер по медицине.
Данный интегрированный робот-тренажер не имеет никакого отношения к стенду для диагностики и очистки форсунок, стенду-тренажеру "Электрооборудование автомобиля КАМАЗ", тематика интегрированного робота-тренажера не включена в курсы "Автодело", "Устройство автомобилей", "Автоэлектрика" (и подобные им). Следовательно, в принципе данные товары не могут взаимодействовать друг с другом и/или дополнять.
Более того, указан для предмета поставки указан код ОКПД 26.51.62.190 "Машины и приборы для испытания прочих материалов и конструкций", 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального обучения". Робот-тренажер относится к ОКПД 30.02.14.137 "Тренажеры, имитаторы, системы моделирующие для медицинских установок". Робот-тренажер не имеет функционального и технологического отношения к основному предмету поставки оборудования.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика внести изменения в техническое задание (удалить из технического задания товары, технологически или функционально с основным предметом поставки) либо произвести закупку товаров, не связанных технологически или функционально разными лотами, вынести предписание об устранении допущенных конкурсной комиссией нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика заявили следующее.
Организационно-правовая форма ГБПОУ ВО "Муромцевский лесотехнический техникум" в соответствии с пунктом 1.2 Устава 2015 года - бюджетное профессиональное образовательное учреждение.
Целями деятельности учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам (пункт 2.2 Устава) в том числе:
- специальность 23.02.04 техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;
- специальность 11442 водитель автомобиля категории "В";
- специальность 11442 водитель автомобиля категории "С",
что предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт.
Интегрированный робот-тренажер технологически и функционально связан с оборудованием
стенд-тренажер "Электрооборудование автомобиля КАМАЗ" и в ОКПД 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального оборудования" в демонстрационных целях, представляет собой единый комплекс, предназначенный для обучения студентов по выше указанным специальностям и не может для образовательного процесса являться самостоятельным продуктом, так как это включено в программу профессионального модуля ПМ 02 "Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ", а именно в МДК.02.01 "Организация технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования", МДК "Теоретические основы безопасного управления транспортными средствами, правил и безопасности дорожного движения по специальностям в образовательном учреждении", 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)".
ОКПД 30.02.14.137 в настоящее время недействующий.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Характеристики объекта закупки устанавливается на основании потребности заказчика.
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу ООО ИПЦ "Профкабинет" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений, установление определенных требований к товару обусловлено потребностями заказчика, а именно приобретение качественного учебно-лабораторного оборудования, предназначенного для обучения студентов.
Комиссия полагает, что товары, входящие в предмет закупки (интегрированный робот-тренажер и стенд-тренажер "Электрооборудование автомобиля "КАМАЗ") представляют собой единый комплекс, предназначенный для обучения студентов, и являются технологически и функционально связанными между собой.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на закупку стенда-тренажера "Электрооборудование автомобиля КАМАЗ", стенда для диагностики и очистки форсунок для нужд ГБПОУ ВО "Муромцевский лесотехнический техникум" нарушений законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ИПЦ "Профкабинет" (г.Ярославль) на положения документации электронного аукциона на закупку стенда-тренажера "Электрооборудование автомобиля КАМАЗ", стенда для диагностики и очистки форсунок для нужд ГБПОУ ВО "Муромцевский лесотехнический техникум" (извещение N 0128200000118003363) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 мая 2018 г. N Г 382-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018