Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: заместителя председателя комиссии - заместителя руководителя управления А.Р. Б., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.В.Т., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С. М.,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "ОПТ-СНАБ",ООО "Изидолг" на положения аукционной документации электронного аукциона на выполнение асфальтобетонных работ на территории городского поселения Рощинский в 2018 году (извещение N 0142300029018000012, начальная (максимальная) цена контракта - 10 773 600,00 рублей),
в присутствии представителей: от Заказчика - П. О.Н. (доверенность), К. Е.А. (доверенность), Заявитель не явились, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлял,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступилижалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "Изидолг" на положения аукционной документации электронного аукциона на выполнение асфальтобетонных работ на территории городского поселения Рощинский в 2018 году (извещение N 0142300029018000012, начальная (максимальная) цена контракта - 10 773 600,00 рублей).
Согласно доводам ООО "ОПТ-СНАБ" Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
1) инструкция по заполнению первой части усложняет подготовку заявок для участников;
2) извещение об осуществлении закупки не содержит полного перечня требований, предъявляемых к участникам, а также исчерпывающего перечня документов, которые необходимо предоставить во второй части заявки;
3) Заказчик требует конкретизировать значения показателей, которые становятся известными только после проведения соответствующих испытаний.
Согласно доводам ООО "Изидолг" Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:
1) Заказчик установил требование к декларированию участниками п. 7 ст. 31 ФЗ-44 в недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет;
2) Заказчик не установил требование к декларированию участниками п. 7.1 ст. 31 ФЗ-44, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет;
3) Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33, чем ограничил возможность участия нас в качестве поставщиков, т.к. для предоставления нами надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, нам необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
Заявители просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, привлечь Заказчика и должностных лиц Заказчика к административной ответственности и провести внеплановую проверку.
Представители Заказчика просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия установила, что Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит множество оговорок, исключений из общих правил, которые могут повлечь двоякое понимание положений аукционной документации, а также создать условия для злоупотребления со стороны Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем не указаны конкретные положения Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, по его мнению, вызывающие несоответствие внутренних положений.
Кроме того, Заказчиком давались разъяснения положений документации об электронном аукционе, которые не были обжалованы в жалобе.
Таким образом довод ООО "ОПТ-СНАБ" не обоснован.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 18 аукционной документации заявка на участие в электронном аукционе должна соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и соответствовать требованиям, установленным Градостроительным кодексом РФ.
Согласно абзацу "а" подпункта 2 пункта 24 аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки, выписку из реестра членов СРО. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0142300029018000012 от 27.03.2018 г., размещенное в ЕИС, содержит следующие требования к участнику:
Требования к участникам |
3 Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) |
Строительные работы, которые соответствуют кодам 41.2, 42 и 43 ОКПД2. При этом начальная цена дота превышает 10 миллионов рублей. Заказчик в этом случае должен потребовать подтверждение о наличие соответствующего опыта у участников закупки. Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 участники электронного аукциона обязаны предоставить: копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота). |
Из изложенного следует, что Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0142300029018000012 от 27.03.2018 г., размещенном в ЕИС,неустановлены, требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона при подаче заявки для подтверждения соответствия этому требованию в части наличия членства в СРО.
Таким образом, довод ООО "ОПТ-СНАБ" обоснован, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пунктом 24аукционной документации при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки участника должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Согласно пункту 1.3 Технического заданиядля приготовления смеси используется песок со следующими характеристиками:
Следует использовать песок природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений/ песок неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования/природный неорганический сыпучий материал, разделенный на две и более фракции с использованием специального оборудования и песок из отсевов дробления/обогащенный песок из отсевов дробления/ фракционированный песок из отсевов дробления.
Для песков из отсевов дробления - марка по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре, определяемой маркой по дробимости щебня фракции от 5 до 10 мм должно соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 31424-2010 и раздела 2,3 технического задания. Указать вид горной породы щебня из песка отсевов дробления. Указать технические параметры песка природного для каждой а/б смеси отдельно.
- содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания
- модуль крупности песка
- класс песка
- полный остаток песка на сите с сеткой N 063
- содержание зерен крупностью св. 10, св. 5, менее 0,16 мм
- группа песка
- суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов _Бк/кг.
- зерновой состав песка:
Наименование остатка |
Остатки, % по массе, на ситах |
Прошло через сито 0,16 мм, % по массе |
||||
2,5 |
1,25 |
0,63 |
0,315 |
0,16 |
||
Частный |
До 100 |
|
Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке:
- не должно быть более 50 ммоль/л аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.)
- не должно быть более 1,5 % по массе сульфатов (гипс, ангидрит) и сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) в пересчете на S03
- не должно быть более 4 % по массе пирита
- не должно быть более 15 % по объему слоистых силикатов, если слюды, гидр о слюды, хлориты и другие являются породообразующими минералами
- не должно быть более 10 % по объему каждого из перечисленных породообразующих минералов (магнетита, гетита, гематита и др., апатита, нефелина, фосфорита).
Согласно пункту 25 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе"при описании характеристик используемых товаров в предложении участника не допускается использование слов "не более", "не менее", "более", "менее", "может быть", "должно быть" и других вариации данного словосочетания, "или", "приблизительно", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "допускается", "не допускается", а также неконкретные значения, в том числе диапазонов, за исключением случаев, если значением параметра является значение, которое не может изменяться или требуется диапазон значений, например диапазон температур или частот (диапазон значений в предложении участника закупки требуется, в случае, если в графе "Требуемый параметр" указано "диапазон", "в диапазоне").
Из письменных возражений Заказчика установлено, что:требования к показателям устанавливаются в рамках/диапазоне, предъявляемых стандартизирующими документами. Следовательно, отклонение от данных рамок/диапазонов приведет к ухудшению качества автомобильных дорог и, как следствие, трате бюджетных средств, недовольству пользователей данной дороги.
В соответствии с пунктом 24 аукционной документации, статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Таким образом, при заполнении заявки участникам достаточно указать только согласие на выполнение работ без указания конкретных показателей.
Из изложенного следует, что от участника при подаче заявки на участие в электронном аукционе не требуется указание значений товара, для выполнения работ, показатели которых становятся известными только при проведении соответствующего испытания.
Таким образом, доводы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "Изидолг" не обоснованы.
4. Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно абзацу 4 подпункта "б" пункту 24 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения об отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Из изложенного следует, что Заказчик установил требования к участникам электронного аукциона с нарушением пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что повлекло за собой нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, установлено, что ООО "Изидолг" не включен в единый реестр членов саморегулируемых организаций.
Таким образом, довод ООО "Изидолг" обоснован.
Кроме того, установлено, что Заказчику было направлено 2 запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме N 0142300029018000012 и по каждому Заказчиком был дан ответ.
Установлено, что на участие в электроном аукционе было подано 8 заявок.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "Изидолг" частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: А.Р. Б.
Члены комиссии: А.В.Т.
А.С. М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 апреля 2018 г. N 378-13378-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018