Резолютивная часть оглашена
13.04.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "Энергия Маш" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство поликлиники а 250 посещений в смену с пунктом скорой помощи, гаражом и котельной, расположенных: Самарская область, Волжский район, сельское поселение Лопатино поселок Придорожный, микрорайон "Южный город" (извещение N0142200001318002857, начальная (максимальная) цена контракта -322 592 685,45 руб.)
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "Энергия Маш" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство поликлиники а 250 посещений в смену с пунктом скорой помощи, гаражом и котельной, расположенных: Самарская область, Волжский район, сельское поселение Лопатино поселок Придорожный, микрорайон "Южный город" (извещение N0142200001318002857).
Заявитель ООО "ОПТ-СНАБ" указывает, что инструкция по заполнению первой части заявки усложняет подготовку заявок для участия в электронном аукционе.
Заявитель ООО "ЭнергияМаш" указывает, что инструкция по заполнению первой части заявки создает препятствия при формировании участниками закупки заявки на участие в аукционе, участник не получил ответы на возникшие вопросы, что существенно усложнило подготовку первой части заявки, часть инструкции по заполнению первой части заявки выделена курсивом, что мешает участнику подготовить первую часть заявки, заказчик вводит участника в заблуждение относительно выбора товара.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
Представитель заказчика и представители уполномоченного органа против доводов заявителей возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы заявителей, заказчика, уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению первой части заявки указано, что если единицы измерения не указаны прямо, то участнику следует считать, что они указаны в миллиметрах. Обязанность участника указывать единицы измерения, закрепленная в инструкции, является стандартным требованием при проведении закупок, так как иначе комиссия не сможет оценить, насколько предложенные участником конкретные значения показателей соответствуют установленным требованиям.
Установленное в инструкции по заполнению первой части заявки требование о правилах округления знаков после запятой призвано упростить подготовку заяви. Инструкция дает однозначный ответ на данный вопрос, который дает ясное представление о порядке подготовки заявки. Заявитель же в свою очередь не указывает в тексте жалобы как требование об округлении значения может повлиять на количество заявок.
В отношении обобщающего слова заявитель в случае непонимания данного термина вправе обратиться с запросом разъяснений положений документации. Однако заявитель не воспользовался своим правом.
В описании объекта закупки указано, что крупность заполнителя должна быть 80 и менее мм. Согласно инструкции по заполнению первой части заявки "в случае, если значение показателя сопровождается словом (-вами) или словосочетанием (-ями): "менее" участник должен указать точное значение параметра товара (т.е. указанное одним числом).
Предполагается, что крупность заполнителя может быть 80 мм, 40 мм, 20 мм, 10 мм, о чем заявитель и указывает в тексте жалобы, то есть ему ясно положение инструкции, однако считает необходимым указать, каким образом, с его точки зрения, заказчику следует подготовить описание объекта закупки.
Однако заявитель не указывает какие нормы закона нарушены заказчиком, если описание приведено в соответствии со стандартом и заявителю оно понятно.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В тесте запроса ООО "ЭнергияМаш" не просил разъяснений положений документации, а просил подтвердить правильность трактовки им соответствующих положений инструкции по подготовке заявок. Таким образом, участник фактически просил заказчика прокомментировать подготовленный им текст заявки. В связи с чем заказчиком представлен единственно возможный ответ на запрос-указание на то, что инструкция по подготовке заявок содержит исчерпывающее описание каждого случая, по которому подан запрос.
Выделение наименования показателей курсивом необходимо для цели недопущения неверного толкования положений инструкции. Так как инструкция оперирует понятиями "наименование показателя и "значения показателя" в обязанность Заказчика входило явное разделение данных понятий. Инструкция по заполнению первой части заявки закрепляет, что "изменение наименований показателе и наименований товаров не допускается за исключением случая, когда в наименовании товара фигурирует указание на товарный знак. Наименование показателей и наименование товаров выделены курсивом. Конкретизации подлежат только значения показателей.
По пункту "кабель" в "требованиях к товарам, применяемым при выполнении работ" заказчик указывает, что необходимый кабель "по конструктивному исполнению токопроводящие жилы однопроволочные или многопроволочные".
В инструкции по заполнению первой части заявки закреплено, что в случае отсутствия согласно нормативной и/или технической документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик и конструкции, по требуемым значениям показателей товара, участник закупки должен указать "не нормируется" или указать "отсутствует" либо иным образом обозначить в заявке, что показатель не применяется к данному товару.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС России, изучив инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, выявила сложность в подготовке заявок. Инструкция содержит множество оговорок, исключений из общих правил, которые могут повлечь двоякое понимание положений инструкции, а также создать условия для злоупотребления со стороны заказчика.
В то же время, на момент рассмотрения жалобы преждевременно делать вывод о том, что спорные положения инструкции повлияли на результат закупки. На 4 запроса даны разъяснения, иных жалоб на положения инструкции не имеется. Заявители не обладают требуемой правоспособностью для исполнения контракта, в связи с чем их права и законные интересы не могут быть признаны нарушенными.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ЭнергияМаш" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 апреля 2018 г. N 374-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018