Резолютивная часть оглашена
19.04.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу ООО "Строй лес" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественных территорий поселка Комсомольский Кинельского района (извещение N0142300007818000024, начальная (максимальная) цена контракта - 5 500 000,00 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Строй лес на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественных территорий поселка Комсомольский Кинельского района (извещение N0142300007818000024).
Заявитель указывает, что заказчиком не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим, заказчик установил требования к материалам противоречащие ГОСТ.
Просит признать жалобу обоснованной, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, привлечь виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Представители заказчика против доводов заявителя возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках. Обратного документация закупки не содержит.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работ или оказания услугу, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ должна быть оплачена победителю закупок в установленном контракте размером.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 1 Приложения N 1 к документации об электронном аукционе "Требования к применяемым при выполнении работ материалам" установлены требования к бетону, в том числе к морозостойкости бетона: низкой или средней или высокой морозостойкостью. При этом в указанном приложении установлено, что материалам должен соответствовать ГОСТ 26633-2015.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4.2 раздела IV документации об электронном аукционе "если ссылочный стандарт устанавливает дополнительные технические требования, в части использования нормативных ссылок на стандарт, к нормативным и техническим показателя на конкретные материалы, участником закупки должны быть учтены нормативные ссылки в части нормируемых показателей материалов".
В разделе 2 ГОСТ 26633-2015 содержится ссылка на ГОСТ 25192-2012 Бетоны. Классификация и общие технические требования, в пункте 2.11 которого указано: бетоны по морозостойкости подразделяются на следующие классы:
- низкой морозостойкости (марка по морозостойкости F50 и менее);
- средней морозостойкости (марки по морозостойкости более F 50 и до F 300);
- высокой морозостойкости (марки по морозостойкости более F 300).
В пункте 1 приложения N 1 к документации об электронном аукционе установлены требования к битуму, в том числе класс не должен быть менее В10, марка по прочности не должна быть >М150, что не противоречит действующим стандартам.
В пункте 6 приложения N 1 к техническому заданию указаны требования к доскам: ширина 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, что не противоречит действующим стандартам.
В позиции 14 заказчиком установлено требование: "Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи медные марки М, номинальным сечением 4 мм2. Провод состоящий из одной или скрученный из нескольких медных проволок. Строительная длина, м, не менее 1500".
Заказчик, установив требование относительно длины провода "не менее 1500", расширил диапазон значений, установленных ГОСТ 839-90, поскольку из таблицы 4 следует, что длина провода марки М номинальным сечением 4 мм2 не может быть менее 2200 м.
Комиссия Самарского УФАС России признает в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В позиции 21 заказчик установил требование "Камни бортовое БР 100.30.18. Класс бетона по прочности на сжатие должен быть В22,5-В30 марка бетона М300-М400, масса не более 0,2 т.
Согласно ГОСТ 6665-91 класс бетона по прочности на сжатие для требуемых Бортовых камней должен быть только В30.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки знак "-" означает, что участнику необходимо указывать одно конкретное значение из представленного диапазона значений через знак "-", включая крайние значения (за исключением показателей фракции, которые должны указываться диапазонным значением.
Комиссия Самарского УФАС России признает в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 24 Приложения N 1 требования к применяемым при выполнении работ материалам содержатся требования к щебню из природного камня для строительных работ, в том числе требования к фракции: 10-20 мм. Также установлено требование о соответствии требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N1-4)", в соответствии с которым щебень может быть фракций свыше 10 до 15 мм, свыше 10 до 20 мм. Значения входят в диапазон значений 10-20 мм, указанных заказчиком в аукционной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что при составлении описания объекта закупки заказчиком была допущена техническая ошибка при описании единиц измерения. Запросов разъяснений по данному вопросу в адрес заказчика не поступало.
В позиции 33 заказчиком установлено требование: шурупы. Диаметр резьбы, мм 4-5. Внутренний диаметр резьбы не менее 2, 8 мм. Шаг резьбы не более 2. Диаметр головки, мм, более 7 мм. Высота головки, мм, 2,8-3,5. Номер крестообразного шлица менее 3.
Согласно ГОСТ 1147-80 для шурупов диаметром резьбы 4 мм, внутренний диаметр резьбы может быть только 2, 8 мм, шаг резьбы только 1, 75 мм, диаметр головки только 8 мм, высота головки только 2, 8 мм, а номер крестообразного шлица только 2.
Для шурупов диаметром резьбы 5 мм внутренний диаметр резьбы может быть только 3, 5 мм, шаг резьбы только 2 мм, диаметр головки только 10 мм, высота головки только 3, 5 мм, а номер крестообразного шлица только 2.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе "значения показателей, сопровождающихся словами "более" должны иметь конкретное значение, которое больше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "менее", должны иметь конкретное значение, которое меньше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "не более", должна иметь конкретное значение меньше установленного, включая крайнее значение; значения показателей, сопровождающихся словами "не менее", должны иметь конкретное значение, которое больше установленного, включая крайнее значение".
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения".
Комиссия Самарского УФАС России признает в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В адрес заказчика поступило 2 запроса разъяснений положений документации, на которые заказчик ответил в установленном законом порядке.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, так как выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
В действиях заказчика Комиссия Самарского УФАС России усматривает состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. ст. 7. 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, жалобу ООО "Строй Лес" следует признать частично обоснованной.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 апреля 2018 г. N 398-13381-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018