Резолютивная часть оглашена
20.04.2018 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" жалобу ООО "Строй лес" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству площади у памятника участникам Великой Отечественной войны по улице Школьная села Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области (извещение N0142300026418000004, начальная (максимальная) цена контракта - 2 491 674,85 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Строй лес" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству площади у памятника участникам Великой Отечественной войны по улице Школьная села Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области (извещение N0142300026418000004).
Заявитель указывает, что заказчиком неверно определена дата предоставления запросов разъяснений положений документации, заказчиком установлены разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, значения показателей отличаются от установленных ГОСТ, заказчиком утверждена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки.
Просит признать жалобу обоснованной, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, привлечь виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Представители заказчика против доводов заявителя возражал, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информационной карте аукционной документации дата начала срока предоставления разъяснений положений является 10.04.2018 г., дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации-16.04.2018 г.
15.04.2018 года заказчик в ходе рассмотрения запроса о разъяснении положений документации принял решение о внесении изменений в аукционную документацию. Изменения коснулись продления срока подачи заявок до 24.04.2018 г., при этом дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации установлена на 20.04.2018 г.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 8.3 проекта контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 8.4. проекта контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта возвращается подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по контракту в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования подрядчика.
В случае, если, обеспечение контракта было предоставлено путем внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, заказчик обязан вернуть обеспечение исполнения контракта после исполнения поставщиком своих обязательств по контракту, то есть после подписания акта выполненных работ, товарной накладной и т.д. Заказчик сам устанавливает в какой срок будут возвращены денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В позиции 1 заказчиком установлено "Песок для строительных работ очень мелкий с истинной плотностью зерен не менее 2,0 не более 2,8 г/см3. Крупность в Мк не менее 1,0_ Класс песка I или II.
Согласно пункту 4.2.1 ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия: в зависимости от крупности зерен (модуля крупности) песок классов I и II подразделяется на группы:
- песок класса I- повышенной крупности, крупный, средний и мелкий;
-песок класс II- повышенной крупности, крупный, средний, мелкий, очень мелкий, тонкий и очень тонкий.
Таким образом, класс песка в зависимости от крупности зерен- очень мелкий, может быть только II класса.
Так же заказчик в данной позиции указывает, что "крупность в Мк не менее 1,0".
Согласно таблице 1 ГОСТ 8736-2014:
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
Повышенной крупности Крупный Средний Мелкий Очень мелкий Тонкий Очень тонкий |
Св. 3, 0 до 3, 5 " 2,5 до 3, 0 " 2,0 " 2,5 " 1,5 " 2,0 " 1,0 " 1,5 " 0,7 " 1,0 ДО 0,7 |
Таким образом, модуль крупности Мк для группы песка "очень мелкий" может быть только от 1 до 1,5.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения".
Таким образом, заказчиком установлены требования к материалам, противоречащие ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение положений Закона о контрактной системе, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 33.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ.
В позиции 8 "Урна" требований к материалам раздела 3 аукционной документации в столбце "Характеристики и описание материалов" указано следующее: объем- не менее-30 литров. Металлические элементы, детали и изделия должны быть покрыты порошковым полимерным покрытие в заводских условиях. Комлектанция: стойки урны должны быть выполнены из металлической профильной трубы не менее -40х20х2 мм, емкость трубы должны быть выполнена из металлического листа толщиной не менее-2 мм, металлической профильной трубы менее 15х15х1,5 мм.
Характеристики 40х20х2 мм и 15х15х1,5 мм являются размерами сечения трубы, которые не противоречат пункту 2 ГОСТ 8645-68. Трубы стальные прямоугольные.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в разделе 3 Описание объекта закупки документации об электронном аукционе, указаны требования к применяемым материалам, их характеристики, описание объекта закупки.
Характеристики позиции 1 "Песок для строительных работ" и позиции 3 "Брусчатка выбропрессованная двухслойная" установлена в соответствии с действующими стандартами.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки конкретные (точные) значения соответствующего показателя предлагаемого товара указываются за исключением случаев, когда данное условие не противоречит требованиям нормативной документации, который должен соответствовать товар (при наличии).
На основании изложенного, жалобу ООО "Строй Лес" следует признать частично обоснованной.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 апреля 2018 г. N 406-13381-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018