Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: Распределительный газопровод с. Кузнечиха Осинского района Пермского края (изв. N 0156300065418000042),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300065418000042 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по объекту: Распределительный газопровод с. Кузнечиха Осинского района Пермского края.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездгействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель полагает, что сроки, установленные Заказчиком в плане-графике и в проекте контракта, не соответствуют друг другу, а именно:
- Планом-графиком определен планируемый срок окончания исполнения контракта - декабрь 2019 г.;
- Согласно п. 3.5. проекта контракта, срок окончания работ - по 31 мая 2019 г.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о закупках в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Конкретные сроки указываются в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
2. В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (п. 1 раздела 8 аукционной документации).
Из инструкции по заполнению заявки следует, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям, установленным в п. 8 "Требования к материалам, используемым при выполнении работ" Главы V "Техническое задание" (далее - Техническое задание).
Заявитель в жалобе указывает на то, что размещенная в ЕИС документация, а именно Техническое задание, которое размещено в ЕИС графическим файлом (формат "pdf"), ограничивает функции поиска и копирования отдельных фрагментов текста.
Согласно части 3 статьи 50 и части 2 статьи 65 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно пункту 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно подпунктам "л" и "м" пункта 14 правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами".
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 17 июня 2016 г. N Д28и-1521.
Комиссия, в данном случае, отмечает, что документация, размещенная в ЕИС, доступна для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы, что соответствует требованиям Закона о закупках и не является основанием, препятствующим подаче заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, согласно письму Министерства экономического развития РФ от 06 июля 2016 г. N Д28и-1672, согласно пункту 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н, в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
С учетом изложенного выше, нарушений требований Закона о закупках антимонопольный орган не усматривает.
3. В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель полагает, что Заказчиком в п.п. 13, 88 Технического задания неправомерно установлено требование к Бетону тяжелому ГОСТ 26633-2015. Так, Заказчиком установлены следующие требования к бетону (соответственно): класс В7,5 и класс В10.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями указанного ГОСТ бетон подразделяется, в том числе на указанные классы в зависимости от прочности на сжатие.
Таким образом, Заказчик установив наименование показателей не в соответствии с требованиями ГОСТ 26633-2015 нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
4. Заявитель полагает, что в п. 20, 33 ТЗ Заказчиком неправомерно установлены требования к товарным знакам.
Так, в указанных позициях ТЗ Заказчиком установлены следующие требования к товарным знакам (соответственно): MAKROFLEX и Вилатерм.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки указанные в Ведомости товарные знаки, их словесные обозначения (при наличии) читать в сочетании со словами "или эквивалент".
Как следствие, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не имеется.
5. В п. 88 ТЗ Заказчиком установлено следующее требование к бетону тяжелому ГОСТ 26633-2015: марка бетона по морозостойкости должна быть не ниже F1150.
В соответствии с ГОСТ 26633-2015 бетоны по морозостойкости подразделяются на:
- марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
Как следствие, ввиду того, что Заказчиком установлена марка бетона по морозостойкости, несоответствующая требованиям ГОСТ, то в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
6. Заказчиком в п. 109 ТЗ установлены следующие требования к доскам обрезным и брускам из ели и сосны: толщина 40-75 мм, ширина от 75 до 150 мм. Заявитель полагает, что указанное требование не соответствует ГОСТ.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно положениям инструкции по заполнению заявки:
ВНИМАНИЕ! В случае, если позиция Ведомости содержит требования одновременно к перечисленным через запятую или соединительный союз двум и более материалам (оборудованию), объединенным едиными требованиями нормативной документации и/или требованиями заказчика, участнику закупки необходимо предоставить конкретные значения по каждому материалу (оборудованию) отдельно. Пример: при указании требований в Ведомости "Полосы стальные неоцинкованная и оцинкованная шириной 200 мм, толщиной 30 мм", участнику в первой части необходимо указать "Полоса стальная неоцинкованная шириной 200 мм, толщиной 30 мм" и "Полоса стальная оцинкованная шириной 200 мм, толщиной 30 мм".
Следовательно, участник закупки из диапазонов ширин и толщин должен был указать конкретные значения как в отношении брусков, так и досок.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 18288-87:
- брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины;
- доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Инструкцией по заполнению заявки также установлено, что предлагаемые участником закупки конкретные значения должны соответствовать требованиям нормативной документации, указанной заказчиком в требованиях к товару, или требованиям заказчика, при отсутствии указания на нормативную документацию.
Представитель Заказчика пояснил, что, руководствуясь ГОСТ 18288-87, в отношении брусков у участника закупки есть следующий выбор: 40х75мм, 44х75мм, 50х75мм, 60х75мм, 75х75мм; в отношении досок: 40х100мм, 40х125мм, 40х150мм, 44х100мм, 44х125мм, 44х150мм, 50х125мм, 50х150мм, 60х125мм, 60х150мм. Иного не доказано.
Следовательно, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено.
Кроме того, Комиссия отмечает, что, согласно сведениям, содержащимся в едином реестре членов СРО, опубликованном на официальном сайте ООО "Строй лес" (ИНН 2208049270) не является членом СРО, и, как следствие, не имеет возможности представить выписку из реестра членов СРО во второй части заявки, требование о предоставлении которой установлено в конкурсной документации.
На участие в закупке поступила одна заявка, которая признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Так, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, с учетом п. 3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: Распределительный газопровод с. Кузнечиха Осинского района Пермского края (изв. N 0156300065418000042) обоснованной в части третьего и пятого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018