Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Оптснаб" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение и установку стационарных кресел для зрительного зала МУ "Юго-Камский Дома культуры" по адресу: ул. Советская, 110 в п. Юго-Камский Пермского района (изв. N 0156300049518000008),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300049518000008 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение и установку стационарных кресел для зрительного зала МУ "Юго-Камский Дома культуры" по адресу: ул. Советская, 110 в п. Юго-Камский Пермского района.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках 1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки содержится в главе V "Техническое задание (Спецификация)".
1. В п. 3 приложения N 2 к аукционной документации (далее - Техническое задание) указано, что качество поставляемого товара должно соответствовать установленным требованиям стандартов и техническим условиям, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленных в РФ, а также техническим условиям изготовителя, подтверждённым соответствующим сертификатом качества.
Заказчиком установлены следующие требования к стационарным креслам для зрительного зала:
Высота кресла, мм |
Не менее 870 |
Ширина кресла, мм |
Не менее 530 |
Глубина кресла в сложенном виде, мм |
Не менее 520 |
Глубина кресла в разложенном виде, мм |
Не менее 690 |
Кроме того, Заказчиком также установлено требование о соответствии кресел ГОСТ 16855-91 Кресла для зрительных залов. Типы и основные размеры (с Поправкой).
Согласно требованиям ГОСТ 16855-91:
Высота кресла, мм |
700 - 900 |
Ширина кресла в осях, мм |
Не более 600 |
Глубина кресла при поднятом сиденье, мм |
Не более 540 |
Глубина кресла при опущенном сиденье, мм |
Не более 700 |
Заявитель полагает, что установленные Заказчиком требования не соответствуют ГОСТ 16855-91, а также могут ввести участников закупки в заблуждение.
Комиссия отмечает, что ввиду того, что наименования показателей "глубина кресла в сложенном виде" и "глубина кресла в разложенном виде" не соответствуют положениям ГОСТ 16855-91, а также по причине того, что Заказчиком в указанных в Техническом задании спорных требованиях не установлены предельные значения показателей в соответствии с требованиями ГОСТ 16855-91, в действиях Заказчика Комиссия усматривает нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
2. В Техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к товару:
Марка стали трубы |
Ст.1-3пс/сп |
Свойства ткани |
Скорость горения ткани мм/мин, не более 0,1, что должно быть подтверждено при поставке кресел результатом испытаний ткани. |
Светостойкость ткани, баллов |
Не менее 5 |
Поверхностная плотность г / кв |
Не менее 450 |
Разрывная нагрузка, Н |
Не менее 420 |
Стойкость ткани к истираниям, циклов |
Не менее 50 000 |
Применяемые обивочные, набивочные и прокладочные материалы должны относиться к группе по токсичности продуктов горения |
Т1 |
Податель жалобы полагает, что установленные спорные значения показателей к товару становятся известными при испытании определенной партии.
Представитель Заказчика пояснил, что установленные Заказчиком требования к товару обусловлены его потребностью.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после проведения испытаний, материалы жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не содержат, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Антимонопольный орган также отмечает, что податель жалобы правом, предусмотренным ч. 3 ст. 65 Закона о закупках, не воспользовался.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
3. В Техническом задании содержатся следующие требования к товару:
Материал основания спинки кресла |
Пенополиуретан высшего качества с плотностью не выше 55 кг/м.куб., с высокими характеристиками самогашения пламени, соответствующий классу М 4 по европейской классификации пожарной безопасности. Использование в качестве наполнителя эластичного пенополиуретана (поролона) не допускается |
Материал основания сидения кресла |
Пенополиуретан высшего качества с плотностью не выше 55 кг/м.куб., с высокими характеристиками самогашения пламени, соответствующий классу М 4 по европейской классификации пожарной безопасности. Использование в качестве наполнителя эластичного пенополиуретана (поролона) не допускается |
Заявитель полагает, что требование о соответствии классу М 4 не соответствует принятым документам национальной системы стандартизации, а также иным требованиям.
Представитель Заказчика пояснил, что указанные требования обусловлены потребностью Заказчика, что указанный материал полностью отвечает параметрам пожарной безопасности.
Как указано ранее, действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
Помимо изложенного, доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что спорные требования противоречат, не отвечают требованиям, в том числе национальной системы стандартизации, а также иным требованиям материалы жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не содержат, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Так, ввиду того, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика в данном конкретном случае Комиссией не установлено.
4. В соответствии с п. 5.1 "ТР ТС 025/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мебельной продукции" для изготовления мягких элементов мебели для сидения и лежания не должны применяться легко воспламеняемые и относящиеся к группе Т4 по токсичности продуктов горения обивочные текстильные и кожевенные материалы.
Заявитель полагает, что Заказчиком в Техническом задании неправомерно не установлено указанное требование.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком установлено следующее излишнее, завышенное требование к товару: применяемые обивочные, набивочные и прокладочные материалы должны относиться к группе Т1.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что требование о соответствии товара указанному техническому регламенту установлено в Техническом задании. В отношении группы Т1 представитель Заказчика пояснил, что при установлении такого требования исходил из своей потребности, в том числе основанной на требованиях пожарной безопасности, безопасности жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды.
Как следствие, нарушений Закона о закупках Комиссия в данной части в действиях Заказчика не усматривает.
Необходимо также отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Оптснаб" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Комиссия также отмечает, что на участие в закупке подано 7 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации. По результатам проведения электронного аукциона снижение НМЦК составило 41,05%.
Так, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, с учетом п. 3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Оптснаб" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение и установку стационарных кресел для зрительного зала МУ "Юго-Камский Дома культуры" по адресу: ул. Советская, 110 в п. Юго-Камский Пермского района (изв. N 0156300049518000008) обоснованной в части первого довода.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018