Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Эрком" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (йопромид) (изв. N 0356200002018000111),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200002018000111 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (йопромид).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Требования к закупаемому лекарственному препарату с международным непатентованным наименованием "Йопромид", установлены в приложении 2 к Техническому заданию аукционной документации, а именно: "раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, картриджи".
Техническое задание также содержит следующие положения:
* Дозировка лекарственного препарата является неизменным показателем.
** Требования к форме выпуска включены в техническое задание в соответствии с пунктом 6 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 года N 1380.
Требование к форме выпуска установлено Заказчиком в связи с необходимостью использования препарата в инъекционной системе Medrad Stellant D, имеющейся у Заказчика и находящейся на гарантии.
Согласно условиям гарантии использование неоригинальных расходных материалов ведет к ошибкам и неисправностям в работе инжекторов. Как следствие, в случае поломки инжектора по причине использования неоригинальных расходных материалов, аппарат снимается с полного гарантийного обслуживания.
По мнению подателя жалобы, картриджи не являются расходным материалом или запасной частью к аппарату Medrad Stellant D.
Податель жалобы также указывает, что требование Заказчика о поставке лекарственного препарата в форме картриджей ограничивает количество возможных участников закупки, поскольку данному требованию соответствует товар единственного производителя, а именно препарат с торговым наименованием "Ультравист" производства Байер Шеринг Фарма АГ (Германия). При этом, по мнению Заявителя, форма выпуска лекарственного препарата не оказывает влияния на терапевтические показатели препарата.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке лекарственных препаратов для медицинского применения (йопромид).
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
В соответствии с п/п "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при описании объекта закупки в отношении:
г) лекарственных препаратов в формах выпуска: "шприц", "преднаполненный шприц", "шприц-тюбик", "шприц-ручка" - должно быть указание на возможность поставки лекарственного препарата с устройством введения, соответствующим объему вводимого лекарственного препарата (например, при закупке преднаполненного шприца объемом 1 мл может быть указана форма выпуска "ампула" с поставкой шприца объемом 1 мл или 2 мл), за исключением случаев, когда в документации о закупке содержится обоснование необходимости закупки лекарственного препарата конкретной формы выпуска.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включены в государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС), являющийся федеральной информационной системой (http://grls.rosminzdrav.ru/).
В ГРЛС содержится полная информация о каждом зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе международное непатентованное наименование (далее - МНН), торговое наименование, дозировка, форма выпуска и др.
В соответствии с информацией, содержащейся в ГРЛС, установленным в Техническом задании требованиям соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием "Ультравист" (Германия), что не оспаривается представителем Заказчика.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил следующее.
Требование к форме выпуска установлено Заказчиком в связи с необходимостью использования препарата в инъекционной системе Medrad Stellant D, имеющейся у Заказчика и находящийся на гарантии, в доказательство чего в материалы жалобы предоставлена справка, выданная и.о. главного бухгалтера учреждения, дополнительное соглашение с АО "Байер" о продлении срока использования аппарата до 31.12.2018 г. включительно
В материалы жалобы, в том числе также представлено письмо производителя, согласно которому в случае поломки, произошедшей по причине использования неоригинальных шприцов, линий и переходников, инжектор не подлежит ремонту, т.е. аппарат снимается с полного гарантийного обслуживания. Так, использование неоригинальных расходных материалов может привести к ошибкам и неисправностям в работе инжекторов. Как следствие, в случае поломки инжектора по причине использования неоригинальных расходных материалов, аппарат снимается с полного гарантийного обслуживания.
Согласно пояснениям Заказчика использование лекарственного препарата с формой выпуска "флакон" в упомянутом оборудовании возможно только в комплекте с одноразовыми колбами, что влечет за собой для Заказчика необходимость в дополнительных затратах. В доказательство данного довода Заказчиком в материалы жалобы предоставлен расчет экономии, согласно которому экономия при использовании препарата в форме картриджей за одно исследование составит порядка 217,24 руб.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" Пермская краевая клиническая больница", являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан в соответствии со схемами лечения и конкретными лекарственными препаратами, назначенными врачами. В силу ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Использование картриджей, в свою очередь, позволяет предотвратить и исключить ошибки и неисправности в работе автоматической инъекционной системы, а также значительно сократить время подготовки оборудования к исследованию, что, в свою очередь влияет на качество и оперативность оказания медицинской помощи пациентам.
Таким образом, с учетом представленных в материалы дела документов, учитывая пояснения Заказчика, Комиссия в данном конкретном случае признает надлежащим обоснование необходимости закупки лекарственного препарата конкретной формы выпуска.
Доказательств обратного материалы жалобы не содержат.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае, с учетом того, что автоматическая инъекционная система Заказчика находится на гарантийном обслуживании, а условия гарантии не позволяют Заказчику осуществить закупку лекарственного препарата в иной форме выпуска, то нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Эрком" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (йопромид) (изв. N 0356200002018000111) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018