Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО Санаторий "Уральская Венеция" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на оказание услуг по долечиванию (реабилитации) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в связи с перенесенным острым инфарктом миокарда, нестабильной стенокардией, после операций на сердце и магистральных сосудах, после острых нарушений мозгового кровообращения в условиях санатория (изв. N 0156200009918000083),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009918000083 Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по долечиванию (реабилитации) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в связи с перенесенным острым инфарктом миокарда, нестабильной стенокардией, после операций на сердце и магистральных сосудах, после острых нарушений мозгового кровообращения в условиях санатория.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна также содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
В ходе рассмотрения обращения Заявитель от указанного довода отказался ввиду внесения Заказчиком, Уполномоченным органом изменений в конкурсную документацию в данной части. Как следствие, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика не может быть установлено.
2. Податель жалобы также полагает, что Заказчиком необоснованно объединены в один лот услуги, к которым предъявлены разные технические требования.
Так, Комиссией установлено, что в рамках одного лота объединены четыре комплекса услуг по долечиванию работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в связи с перенесенным острым инфарктом миокарда, с нестабильной стенокардией, после операций на сердце и магистральных сосудах и после острых нарушений мозгового кровообращения в условиях санатория.
По мнению Заявителя, указанные услуги не имеют технологической и/или функциональной связи ввиду того, что оказываются пациентам с разными заболеваниями, имеют разные сроки и порядок долечивания, требуют привлечения разных специалистов, использования различного медицинского оборудования.
Из пояснений представителя общества следует, что выделение в отдельные лоты различных медицинских услуг позволит Заявителю участвовать в конкурсе по двум видам медицинских услуг по долечиванию работающих граждан после стационарного лечения в связи с нестабильной стенокардией и после острых нарушений мозгового кровообращения в условиях санатория.
Представитель Заказчика пояснил, что перечисленные болезни являются сердечно-сосудистыми заболеваниями с поражением сосудов сердца и головного мозга. Данная группа заболеваний имеет единые факторы риска, общие патогенетические механизмы, взаимосвязанные клинические симптомы, объединяющие заболевания, и идентичные подходы к их лечению. В частности, само лечение пациентов с указанными заболеваниями проводится в специально созданных первичных сосудистых отделениях и региональных сосудистых центрах. Пациенты с такими заболеваниями относятся к одной целевой группе. С целью соблюдения права граждан на врачебную тайну в путевках на долечивание (реабилитацию) не указывается диагноз. Все пациенты имеют заболевания сердечно-сосудистого профиля. При этом, пациенты могут одновременно иметь несколько заболеваний и состояний, являющихся основаниями для направления на долечивание (реабилитацию). Таким образом, рассчитать общее количество пациентов с конкретным заболеванием и (или) состоянием и, как следствие, разделить объект закупки не представляется возможным и целесообразным.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в оказании услуг по долечиванию (реабилитации) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в связи с перенесенным острым инфарктом миокарда, нестабильной стенокардией, после операций на сердце и магистральных сосудах, после острых нарушений мозгового кровообращения в условиях санатория.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет объект закупки исходя из собственных нужд.
Таким образом, с учетом представленных в материалы дела документов, а также учитывая пояснения представителей сторон, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Заказчика нарушений Закона о закупах не имеется. Иного не доказано.
3. В соответствии с п. 5 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования к оказанию услуг: условия для оказания экстренной помощи, в т.ч. наличие дефибрилляторов, мешков АМБУ, медицинского отсасывателя, прикроватного кардиомонитора, аппарата для искусственной вентиляции легких, кислородного концентратора, наборов медикаментов, а также возможность осуществлять транспортировку (при необходимости) больного бригадой скорой помощи и (или) санитарной авиации в лечебное учреждение, направившее на долечивание.
Податель жалобы пояснил, что использование аппарата для искусственной вентиляции легких допустимо врачом анестезиологом-реаниматологом. Заявитель также указывает, что п. 6 приказа Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" не содержит в перечне видов работ (услуг), которые организуются и выполняются при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, таких видов услуг, как "анестезиология и реаниматология".
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что ввиду того, что объектом закупки является долечивание (реабилитация) граждан в условиях санатория, а не санаторно-курортное лечение, то при разработке ТЗ Заказчик руководствовался Приказом Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н "О порядке организации медицинской реабилитации".
Комиссия отмечает, что в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" деятельность по анестезиологии и реаниматологии подлежит лицензированию.
Кроме того, в п. 7 ТЗ содержится требование к оказываемым услугам о наличии хирургического кабинета в отделении для проведения перевязок пациентам после операций на сердце и магистральных сосудах, о консультации хирурга пациентам после операций на сердце и магистральных сосудах.
Указанный вид деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 также подлежит лицензированию.
Вместе с тем требования ко второй части заявки содержат только положения о том, что участник должен представить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по видам услуг: 1) при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении по видам работ (услуг): - кардиологии; - неврологии. 2) при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз по видам работ (услуг): - экспертиза временной нетрудоспособности.
В соответствии со ст. 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Проектом контракта не предусмотрено правомочие о привлечения соисполнителей к исполнению контракта. Аукционная документация, как указано выше, также не содержит требований о наличии у участника закупки соответствующей условиям Технического задания лицензии.
Представитель Заказчика пояснил, что обязательства по оказанию услуги "Консультация хирурга" у исполнителя по контракту отсутствуют в силу закона, т.к. такая деятельность подлежит лицензированию.
В отношении аппарата искусственной вентиляции легких представитель Заказчика пояснил, что указанное требование обусловлено возможным внезапным непрогнозируемым ухудшением состояния здоровья пациента.
Так, на основании изложенного, с учетом всех установленных обстоятельств Комиссия отмечает, что в данном конкретном случае целесообразным является включение в проект контракта возможности привлечения к оказанию услуг соисполнителей. Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что совокупность требований, установленных в проекте контракта, Техническом задании, а также требований к участникам закупки в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений представителя Заказчика, не коррелирует между собой и, как следствие, не отвечает требованиям законодательства в сфере закупок. Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках.
В действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Санаторий "Уральская Венеция" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на оказание услуг по долечиванию (реабилитации) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в связи с перенесенным острым инфарктом миокарда, нестабильной стенокардией, после операций на сердце и магистральных сосудах, после острых нарушений мозгового кровообращения в условиях санатория (изв. N 0156200009918000083) обоснованной в части третьего довода.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленного нарушения Заказчику, Уполномоченному органу выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018