Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии: Силичева М.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителя от заказчика: Ким А.Г., исполняющего обязанности руководителя МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" на основании распоряжения N5-к от 13.02.2017, в отсутствии представителей от уполномоченного органа и заявителя, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибВостокСтрой" (далее - Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации, утвержденной МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (далее Заказчик, Учреждение) при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение инженерных изысканий по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация г. Корсакова муниципального образования "Корсаковский городской округ" (2 этап)" (извещение N 0161300001118000111) (далее - открытый конкурс)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения документации утвержденной Заказчиком.
По мнению Заявителя, документация конкурса, утвержденная Заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика в письменных пояснениях утверждает, что конкурсная документация не противоречит Закону о контрактной системе, а жалоба Заявителя необоснованная.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
19.04.2018 15:40 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об открытом конкурсе N 0161300001118000111.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 328 749,00 рублей.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 10.05.2018 10:00.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ регулирующего осуществление государственными и муниципальными заказчиками закупок с целью обеспечения своих нужд, в связи с тем, что согласно требованиям, установленным Заказчиком в конкурсной документации, наибольшее количество баллов по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" присваивается заявке участника, в чьей Программе выполнения инженерных изысканий по объекту закупки отражены такие моменты как оценка изученности территории, краткая физико-географическая характеристика района работ, состав и виды работ и организация их выполнения, особые условия, что, по мнению Заявителя, приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки, а также созданию преимущественных условий участия в закупке определенной категории участников. Заявитель также ссылается на п. 17 технического задания, в котором определен перечень и количество экземпляров в аналитике предоставляемых заказчиком материалов по итогам выполнения работ. При этом, по мнению Общества, непонятно как должны быть сформулированы предложения по номенклатуре и количеству экземпляров для получения максимального балла, если потенциальный участник соглашается с условиями проекта контракта со всеми его приложениями. Кроме того, Заявителю непонятна степень влияния сроков промежуточных видов работ на мнение конкурсной комиссии при выставлении оценок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одним из показателей, раскрывающим нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будет являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Согласно п. 12 Информационной карты аукционной документации для оценки предложений Заказчиком установлены, в том числе, нестоимостные критерии оценки:
- значимость критерия составляет - 10 %;
- коэффициент значимости критерия - 0,1.
Показатель критерия оценки - предложение участника закупки - проект программы выполнения инженерных изысканий по объекту закупки:
- значимость показателя критерия составляет - 100 %;
- коэффициент значимости показателя критерия - 1.
Участник закупки представляет предложение - проект программы выполнения инженерных изысканий по объекту закупки. Оценивается проект программы выполнения инженерных изысканий, который должен содержать полное описание обязательных разделов согласно требованиям к составлению программы в соответствии с СП 47.13330.2012 и условиям конкурсной документации.
0 баллов - в составе предложения представлено полностью скопированное техническое задание без раскрытия порядка и деталей выполнения работ;
25 баллов - предложение участника закупки - проект программы выполнения инженерных изысканий содержит только описание разделов, согласно установленным требованиям: общие сведения; оценка изученности территории; краткая физико-географическая характеристика района работ; состав и виды работ организация их выполнения;
50 баллов - предложение участника закупки - проект программы выполнения инженерных изысканий содержит описание следующих разделов, согласно установленным требованиям: общие сведения; оценка изученности территории; краткая физико-географическая характеристика района работ; состав и виды работ, организация их выполнения; представляемые отчетные материалы и сроки их представления (с разработкой календарного графика выполнения работ по этапам работ, установленных техническим заданием и требованиями нормативных документов);
100 баллов - предложение участника закупки - проект программы выполнения инженерных изысканий содержит описание следующих разделов, согласно установленным требованиям: общие сведения; оценка изученности территории; краткая физико-географическая характеристика района работ; состав и виды работ, организация их выполнения; особые условия; контроль качества и приемка работ; используемые нормативные документы; требования по охране труда и технике безопасности при проведении работ; охрана окружающей среды при производстве работ; представляемые отчетные материалы и сроки их представления (с разработкой календарного графика выполнения работ по этапам работ, установленных техническим заданием и требованиями нормативных документов); приложения к программе выполнения инженерных изысканий (включая копии документов, определенных законодательством РФ, а также местными нормативно-правовыми актами, требуемыми для организации выполнения инженерных изысканий; графические приложения для планирования и организации производства работ, кроме того, участник конкурса может представить дополнительные приложения по своему усмотрению, которые по его усмотрению необходимы для организации и исполнения работ по контракту).
Комиссия установила, что Заказчиком оценивается проект программы выполнения инженерных изысканий, который должен содержать полное описание обязательных разделов согласно требованиям к составлению программы в соответствии с СП 47.13330.2012 и условиям конкурсной документации.
В соответствии с требованиями СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" (нормативный документ включен в перечень документов применяемых на обязательной основе при выполнении инженерных изысканий в соответствии с перечнем нормативных документов, утвержденным Правительством Российской Федерации Постановлением от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений") в конкурсной документации оценка конкурсных предложений по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится по установленной системе оценки на основании требований СП 47.13330.2012 п. 4.16, а именно: "Проект программы выполнения инженерных изысканий предоставляется застройщику на рассмотрения вместе с конкурсной документацией". При этом требования к составу Проекта программы выполнения инженерных изысканий установлены в системе оценки строго в соответствии с пунктом 4.15 вышеуказанного нормативного документа.
Таким образом, критерии оценки конкурсных предложений участников конкурса по объекту установлены в полном соответствии с действующим законодательством, включая действующие требования нормативно-технических документов, установленные для обязательного применения Правительством РФ и не ограничивают конкурентные условия участников закупки, так как качественные показатели, которые предъявлены в оценке соответствуют нормативным и являются в дальнейшем обязательным условием исполнения контракта.
Вместе с тем, относительно доводов, отражённых в жалобе по отдельным разделам проекта программы инженерных изысканий, а именно "Оценка изученности территории" Комиссия установила, что для составления проекта программы выполнения инженерных изысканий в части "Оценки изученности территории" участникам закупки необходимо описать исходные материалы и данные, представляемые застройщиком (техническим заказчиком), которые указаны в техническом задании; выполнить анализ степени изученности природных условий; дать оценку возможности использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности и репрезентативности, указать сведения о материалах и данных, дополнительно приобретаемых (получаемых) исполнителем, для этого не требуется сбор данных находящихся в государственных, федеральных, территориальных и ведомственных фондах.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что по данному разделу участникам закупки необходимо дать оценку изученности территории, на которой необходимо выполнить инженерные изыскания, например, указать выполнялись ли им в пределах рассматриваемого района инженерные изыскания, либо не выполнялись. Данный раздел не может ставить в преимущественное положение участников, которые возможно выполняли работы в Корсаковском районе, т.к. согласно конкурсной документации оценивается не наличие изученности, а её "оценка".
Вместе с тем, согласно п.п. 4.16 СП 47.13330.2012 Проект программы выполнения инженерных изысканий представляется застройщику на рассмотрение вместе с конкурсной документацией. Окончательная редакция программы выполнения инженерных изысканий составляется после подписания договора, сбора и обработки материалов изысканий и исследований прошлых лет. Кроме того заявитель утверждает, что полный состав и виды работ, проводимых в рамках инженерных изысканий определяется после проведения рекогносцировочного обследования местности, которое в свою очередь осуществляется после заключения муниципального контракта. В п. 12 технического задания, являющимся приложением к проекту муниципального контракта указан исчерпывающий перечень видов инженерных изысканий в соответствии с СП 47.13330.2012, окончательный состав и виды инженерных изысканий, определяет исполнитель при составлении программы инженерных изысканий (пункт 4.14 указанного СП). Для составления проекта программы выполнения инженерных изысканий в части определения состава и видов работ не требуется наличие опыта проведения инженерных изысканий в Корсаковском районе, достаточен исчерпывающий перечень, указанный в техническом задании по объектам.
Таким образом, Заявитель жалобы ошибочно считает, что для потенциального участника, раннее не проводившего работы на территории Корсаковского района, получить более нуля баллов по данному показателю не представляется возможным; требование к участникам закупки представляет предложение - проект программы выполнения инженерных изысканий по объекту закупки, требования к которому установлены согласно СП 47.13330.2012. Как следует из п. 4.14 СП 47.13330.2012 Программа выполнения инженерных изысканий, документ составляемый исполнителем работ, в котором определяется и обосновывается состав инженерных изысканий, методика и технология выполнения работ, необходимые и достаточные для выполнения изысканий, что свидетельствует о том, что требования, установленные Заказчиком, не ставят в преимущественное положение участников, которые выполняли работы в Корсаковском районе, следовательно, довод Общества о том, что требования Заказчика создают преимущественные условия участия в закупке определенной категории участников не нашел своего подтверждения.
Далее Заявителю непонятно как должны быть сформулированы предложения по номенклатуре и количеству экземпляров для получения максимального балла, однако в п. 17 технического задания указаны требования к составу, порядку и форме предоставления работ, а именно: "состав отчетных материалов, очередность и сроки выполнения работ по видам изысканий определить в программе инженерных изысканий, которая должна быть согласована с Заказчиком перед началом изыскательских работ. Отчет по инженерным изысканиям предоставить в 2-х экземплярах, в полном объеме, выполненный в соответствии с действующими нормами и правилами на бумажных и электронных носителях в программе Word, Excel, pdf, AutoCAD с построением трехмерной цифровой модели рельефа. К отчету приложить подробный фотоотчет по всем полевым работам; отчеты по инженерным изысканиям сдаются заказчику на рассмотрение и согласование для принятия решения о возможности выполнения проектных работ и прохождения государственной экспертизы".
Таким образом, Комиссия, проверяя указанный довод на соответствие нормам Закона о контрактной системе, установила, что нарушений п. 17 технического задания не содержит.
Вместе с тем, довод Заявителя не содержит ссылки на нарушение норм Закона о контрактной системы, а также доказательств незаконности установленного пункта.
В соответствии с приложением N 3 к проекту муниципального контракта установлен пустой (незаполненный) график выполнения, сдачи и оплаты работ, который заполняется подрядной организацией по итогам открытого конкурса. Очередность выполнения локальных работ определяется исполнителем, в соответствии со сроком выполнения работ, установленный конкурсной документацией и соответственно муниципальным контрактом, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системы. Следовательно, исполнитель по своему усмотрению заполняет график выполнения, сдачи и оплаты работ, согласно Приложению N3 к проекту контракта в сроки, установленные конкурсной документацией. Следовательно, довод, касающийся графика выполнения работ, об отсутствии требований и пожеланий относительно очередности и первостепенности выполнения работ в конкурсной документации несостоятелен.
Таким образом, на основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что требования конкурсной документации, утвержденной Заказчиком, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика (аукционной комиссии) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В ч. 9 той же нормы указаны, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вышеуказанное предполагает наличие у лица, обращающегося в контрольный орган, обязанности доказать то, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены действиями (бездействиями) заказчика или аукционной комиссией.
Несмотря на это Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушение Заказчиком его прав и или охраняемых законом интересов, в связи с чем, доводы Заявителя признаются необоснованными, поскольку Комиссией не установлено нарушений действующего законодательства в сфере закупок, влекущее ограничение количества участников, следовательно, доводы Заявителя признаются необоснованными.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ""СибВостокСтрой" на положения конкурсной документации, утвержденной МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение инженерных изысканий по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация г. Корсакова муниципального образования "Корсаковский городской округ" (2 этап)" (извещение N 0161300001118000111) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
М.В. Силичев |
Члены Комиссии |
Н.А. Казанов
С.А. Дубровина |
Исп. Дубровина С.А.
8 (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 мая 2018 г. N 139/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018