Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Заместителя председателя комиссии:
Силичева М.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Члена комиссии:
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей Муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства" Анивского городского округа:
Кокшарова А.А., распоряжение N 78-к от 07.02.2018, Шмачука В.В., доверенность от 21.12.2017, Вирясова Д.Ю., доверенность от 28.02.2018;
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила следующее:
16.03.2018 в 13 часов 23 минуты на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Развитие газификации в сельской местности. Газификация с. Троицкое муниципального образования "Анивский городской округ" (2 этап)"" (извещение N 0861300001518000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 395 100 рублей 00 копеек.
Заданием на выполнение проектных работ и инженерных изысканий (далее - Задание), пунктом 7 установлены виды работ по объекту закупки, а именно:
- Проектные работы;
- Проведение инженерных изысканий;
- Разработка проекта планировки территории и проекта межевания.
В пункте 10 Задания определены цели и задачи проектных работ:
- Получение проектной и рабочей документации достаточной для реализации в процессе СМР с целью обеспечение природным газом потребителей с. Троицкое муниципального образования "Анивский городской округ" и реконструкция газоснабжения существующих газифицированных потребителей;
- Получение положительного заключение Государственной экспертизы проектно-сметной документации инженерных сетей газоснабжения.
Пунктом 11 Задания установлены цели и задачи инженерных изысканий:
- Получение топографо-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических данных, необходимых для проектирования объекта (обоснования проектной подготовки строительства), в том числе мероприятий инженерной защиты объекта строительства и охраны окружающей среды;
- В том числе комплексное изучение природных и техногенных условий территории в объеме, достаточном для принятия проектных решений по строительству и мероприятиям по инженерной защите территории и сооружений от опасных геологических и инженерно-геологических процессов;
- Получение положительного заключение Государственной экспертизы выполненных изысканий.
Таким образом, заказчиком установлено требование, кроме выполнения работ по разработке проектной документации, подрядчику необходимо выполнить работы по инженерным изысканиям.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
В соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов).
Пунктом 44 Информационной карты установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ, или копии таких документов:
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ);
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ).
Исходя из требований установленных вышеуказанным пунктом Информационной карты следует, что потенциальному участнику закупки нужно иметь выписку СРО (допуск) по выполнению работ инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Вышеуказанные обстоятельства не могут не привести к ограничению конкуренции, так как не каждая организация имеет допуск к работам по проектированию и инженерным изысканиям.
Необходимо отметить, что инженерные изыскания являются первоначальной самостоятельной стадией строительного проектирования, представляющей из себя перечень видов работ, целью проведения которых является дальнейшее решение вопроса о целесообразности осуществления в конкретном определенном случае строительства объекта капитального строительства, поскольку только результат инженерных изысканий может дать положительный либо отрицательный ответ о возможностях природных и технических условий для осуществления строительства объекта.
Таким образом, Комиссия считает, что при определении объекта закупки и формировании конкурсной документации заказчик должен учитывать последовательность, соответствующую определенному этапу (стадии) строительства. То есть, при подготовке проектной документации, необходимо произвести инженерные изыскания как первоначальной самостоятельной стадии строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что проектные работы и работы по инженерным изысканиям не могут быть признаны технологически и функционально связанными между собой. Указанные работы относятся к различным специфическим видам деятельности, требующие совершенно разных познаний, для выполнения которых необходимо иметь самостоятельный разрешительный документ.
Действия Заказчика по объединению в состав одного лота работ по разработке проектной документации и работ по проведению инженерных изысканий, приводят или могут привести к ограничению числа участников открытого конкурса.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Отдел капитального строительства" Анивского городского округа при определении поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Развитие газификации в сельской местности. Газификация с. Троицкое муниципального образования "Анивский городской округ" (2 этап)"" (извещение N 0861300001518000001) выявлены нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать Заказчику - Муниципальному бюджетному учреждению "Отдел капитального строительства" Анивского городского округа, обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Заместитель председателя комиссии М.В. Силичев
Член комиссии Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19 апреля 2018 г. N ВП-16/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018