Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "МРМ" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России, Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310100009918000025 на поставку шовного медицинского материала для нужд Клинической больницы СОГМА (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
12 апреля 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МРМ" (далее - Заявитель) о нарушении ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что пункты 4-8 и 16 Технического задания Аукционной документации противоречит ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушает права и законные интересы участников закупки. Заказчиком в состав одного лота объединены разные группы товаров, технологически и функционально не связанные между собой, тогда как Заказчик не должен осуществлять действия, которые могут привести к ограничению количества участников закупки. Предметом закупки является поставка шовного материала, тогда как согласно техническому заданию Заказчику необходимо, среди прочего, поставить товары технологически и функционально не связанные между собой и с предметом закупки: катетер дренажный, проводник сверхжесткий, папиллотом натяжной, стент билиарный никель-титановый, стент пластиковый и имплантаты для внутреннего протезирования.
Формирование объекта закупки подобным образом, по мнению Заявителя, существенно сокращает количество потенциальных участников аукциона, так как перечисленные товары функционируют самостоятельно и независимо друг от друга, не являются идентичными и однородными.
ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России в своем объяснении по существу жалобы указало, что согласно ч.1 ст.12 Закона о контрактной системе, Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. При формировании Технического задания и описании объекта закупки Заказчик строго руководствовался Законом о контрактной системе и основывал требования к объекту закупки, исходя из профиля и целей своей деятельности. Требования Заказчика к товару как условие участия в аукционе адресованы неограниченному кругу потенциальных участников.
Товар, поставка которого является предметом данной закупки, свободно обращается на рынке медицинских изделий России. Такие товары могут быть приобретены у значительного числа субъектов рынка осуществляющих оптовую или розничную торговлю.
В рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности, учитывал необходимость конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми медицинскими изделиями для оказания качественной медицинской помощи гражданам.
Участником аукциона может стать любое лицо, предлагающее к поставке товар, соответствующий требованиям аукционной документации, установленным исходя из потребностей Заказчика. Количество таких участников не ограничено. Аукцион объявлен на поставку товара, а не на его изготовление.
По мнению Заказчика, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.
Кроме того, заказчик считает, что должен сам принимать решение о том, какая продукция имеет между собой технологическую и функциональную связь и не обязан руководствоваться положениями классификатора при определении технологической и функциональной связи при формировании предмета закупки.
На основании всего вышеизложенного, Заказчик полагает, что описание объекта закупки выполнено в соответствии с нормами ст. 33 Закона о контрактной системе, не нарушает чьих-либо прав и не ограничивает количество участников закупки.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
03 апреля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России было размещено извещение о проведение электронного аукциона N0310100009918000025 на поставку шовного медицинского материала для нужд Клинической больницы СОГМА (далее - Извещение) и Аукционная документация по указанному Аукциону, утвержденная 03.04.2017 г. ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Извещению и Аукционной документации, предметом Аукциона является поставка шовного медицинского материала согласно Спецификации Аукционной документации.
Согласно пункту 4 Информационной карты Аукционной документации, требования к качеству, техническим характеристикам товаров указаны в Спецификации Аукционной документации. При этом, Спецификацией Аукционной документации установлено, что в ходе исполнения контракта необходимо поставить такие товары как: хирургические шовные материалы, катетер дренажный, проводник сверхжесткий, папиллотом натяжной, стент билиарный никель-титановый, стент пластиковый и имплантаты для внутреннего протезирования.
Однако, закупаемые товары относятся к различным видам продукции по классификатору ОКПД2, так:
- 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" - хирургические шовные материалы, стент билиарный никель-титановый;
- 33.10.15.163 "Катеторы";
- 33.10.15.329 "Приборы и аппараты эндоскопические прочие" - папиллотом;
- 24.42.24.149 "Изделия специальные одноразовые стерильные хирургические изделия из нетканых материалов прочие" - имплантаты для внутреннего протезирования и т.д.
То есть, закупаемые товары являются не однородными по своему потребительскому назначению и их объединение в один лот не допустимо, что влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки.
Кроме того, указанные товары, такие как катетеры, проводники, папиллотомы, стенты и имплантаты для внутреннего протезирования, технологически и функционально не связаны с товарами, поставка которых является предметом Аукциона.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России, включившего в Аукционную документацию требования к поставке товаров, которые, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "МРМ" на действия ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России при проведении электронного аукциона N0310100009918000025 на поставку шовного медицинского материала для нужд Клинической больницы СОГМА.
2. Признать ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России при проведении Аукциона нарушившим требования части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА142-04/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 апреля 2018 г. N А142-04/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2018