Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - _________________. - заместитель руководителя Марийского УФАС России;
члены Комиссии:
________________. специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
________________. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителя заказчика - инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле(далее - заказчик): ________________. (на основании доверенности от 10.04.2018 N 02-43/006596),
рассмотрев жалобызаявителей - ООО "Перспектива", ООО "КоролСтрой", наположения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Административное здание ИФНС России по г. Йошкар-Оле, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, д. 71" (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru0108100001118000004 от 23.03.2018),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Административное здание ИФНС России по г. Йошкар-Оле, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, д. 71".
Начальная максимальная цена контракта - 54 886 450, 00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок 09.04.2018 10:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме 16.04.2018.
06.04.2018 в Марийское УФАС России поступила (вх. N 3304) жалоба ООО "Перспектива" на положения документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что проект контракта не соответствует требованиям действующего законодательства, также заказчиком в аукционной документации неверно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации кроме того, описание объекта закупки содержит положения, ограничивающее число участников закупки.
09.04.2018в Марийское УФАС России поступила (вх. N 3336) жалоба ООО "КоролСтрой" на положения документации названного электронного аукциона.
Заявитель обжалуетнеправомерное, по его мнению, объединение заказчиком в одну закупку технологически и функционально не связанных между собой поставку товара и выполнение работ.
Заказчик с доводами жалоб не согласился, представил письменные возражения (исх. N 04-08/012780, N 04-08/012779 от 11.04.2018).
Заслушав пояснения представителей заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Заказчиком в пункте 8.5 проекта контракта (часть II аукционной документации) указано, что в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, срок выполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства и их последствия, что по мнению заявителя - ООО "Перспектива" не соответствует требованиям части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлены случаи, когда при исполнении контракта допускается изменение существенных условий контракта по согласшению сторон.
Из анализа указанных норм законодательства следует, что изменение условий договора - этоволеизъявление сторон, направленное на изменение условий по сделке.
Вместе с тем, возникновение обстоятельств непреодолимой силы не связано с волеизъявлением и действиями сторон государственного контракта. Указанные обстоятельства возникают помимо воли сторон, но при этом могут повлиять на исполнение сторонами обязательств по государственному контракту.
Раздел 8 проекта государственного контракта, в том числе пункт 8.5. регулируют отношения сторон по исполнению государственного контракта в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, содержание в проекте контракта указанных условий не нарушает требованийчасти 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, следовательно, довод заявителя является необоснованным.
2. По мнению заявителя - ООО "Перспектива", проект контракта не содержит оговорки о том, что НДС включается с учетом системы налогообложения, применяемой подрядчиком.
Вместе с тем, из представленных документов следует, что заказчиком в пункте 2.2 проекта контракта (сноска 5) сделана оговорка о том, что при применении Подрядчиком упрощенной системы налогообложения или без НДС слова "в том числе НДС 18%" заменяются на слова "НДС не облагается" и указывается основание освобождения Подрядчика от уплаты НДС.
Таким образом, данный довод заявителя является необоснованным.
3.Относительно довода ООО "Перспектива" об установлении заказчиком в проекте контракта обязанности привлечения к выполнению работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не соответствующему законодательству.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 указанной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466) утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 1 утвержденных условий предусмотрено следующее типовое условие: "привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта)".
В пункте 1.4 проекта контракта заказчиком установлено, что работы выполняются иждивением Подрядчика - с использованием собственного оборудования, инструментов, из своих материалов, собственными средствами, а также привлеченными силами и средствами. При привлечении к выполнению Работ третьих лиц Подрядчик обязан привлекать субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30% от цены Контракта, установленной в п. 2.2. настоящего Контракта.
Таким образом, заказчиком нарушение требований действующего законодательства допущено не было, следовательно, довод заявителя является несостоятельным.
4.Относительно довода ООО "Перспектива" об установлении заказчиком в аукционной документации даты окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации в нарушение действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Законом о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 3.13 информационной карты (раздел 3 аукционной документации) заказчиком указано, что срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 09 апреля 2018 года.
В пункте 3.20информационной карты указана дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений указанной документации об электронном аукционе, а именно: 05 апреля 2018.
Следовательно, с учетом даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 09.04.2018, окончания срока направления разъяснений приходится на 05.04.2018, окончание срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации на 07.04.2018.
Таким образом, у заказчика произошла замена понятий, а именно окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений указанной документации на срок окончания направления разъяснений о положениях аукционной документации.
На основании вышеизложенного, заказчик нарушил часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, довод заявителя является обоснованным.
5. По мнению заявителя - ООО "Перспектива" заказчиком в техническом задании установлены значения показателей товаров, получение которых возможно только путем проведения испытаний, что в свою очередь ведет к ограничению числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В технической части аукционной документации (таблица показателей эквивалентности товаров и оборудования, пункт 4) заказчиком установленыследующие требования к материалам необходимым для выполнения работ:
4 |
Гранитные ступени |
1.Объемный вес - 2,6 г/см3 2.Удельный вес - 2,67 г/см3 3.Пористость - 1,55% 4.Водопоглащение - 0,37% Предел прочности при сжатии: В сухом виде - 153 МПа В водонасыщенном виде - 129 МПа Коэффициент размягчения - 0,825 Коэффициент водостойкости - 0,939 Износ в барабане Дюваля - 3,65
|
Таким образом, в нарушение требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не указаны минимальные и максимальные значения показателей.
Кроме того, необходимо отметить, что указать точное значение вышеуказанных показателей возможно только путем испытаний на предприятии-изготовителе определенной партии товара.
Однако Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) компоненты товара, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Следовательно, установление в аукционной документации подобных требований к составу заявки противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данный довод заявителя является обоснованным.
6. Заявитель - ООО "КоролСтрой" в своей жалобе указывает на неправомерное, по его мнению, объединение заказчиком поставку товара и выполнение работ, а именно в объекте закупки (выполнение работ по капитальному ремонту здания) присутствует товар: "Компьютер в составе: корпус, блок питания, жесткий диск, материнская плата, модуль памяти, клавиатура, монитор, мышь, оптический привод, процессор, устройство охлаждения".
Согласно положениям документацииоб электронном аукционе работы должны выполняться, в том числе в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией "Административное здание ИФНС России по г. Йошкар-Оле, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская д.71", прошедшей государственную экспертизу (положительное заключение от 22.12.2017 N 00-1-0558-17).
В соответствии с аукционной документацией строительство объекта будет осуществляться на основании проектно-сметной документации. В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В составе проектно-сметной документации содержится локальная смета (Локальный сметный расчет) N02-01-42 "Система охранно-пожарной сигнализации блоки N1-3". В описании наименования работ и затрат по Позиции N3 Локального сметного расчета указано: "Компьютер в составе: корпус, блок питания, жесткий диск, материнская плата, модуль памяти, клавиатура, монитор, мышь, оптический привод, процессор, устройство охлаждения." Данный товар также указан в прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, является частью системы охранно-пожарной сигнализации, монтаж которой включаться в состав работ по капитальному ремонту, образуя единый технологический процесс.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).
Компьютер включенный заказчиком в локальную смету N02-01-42 входит в систему охранно-пожарной сигнализации и является технологически и функционально связанным с объектом закупки, объединение данных работ, используемых материалов, оборудования в один лот обеспечивает качественное и своевременное выполнение работ и позволяет эффективно расходовать бюджетные средства.
При этом, в рассматриваемом случае ООО "КоролСтрой" не представлены в материалы дела доказательства того, что такое объединение привело к ограничению конкуренции.
Необходимо отметить, что доля затрат (25460 рублей) на персональный компьютер составляет 0, 046 % от начальной (максимальной) цены контракта.Кроме того, на участие в данном электронном аукционе поступило 11 заявок, что свидетельствует об обеспечении конкуренции.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода заявителя.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
Учитывая, что на участие в данном электронном аукционе были поданы 11 заявок, Комиссия Марийского УФАС России считает возможным не выдавать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "КоролСтрой" необоснованой.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" частично обоснованой.
3. Признать в действиях инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.
5.Передать материалы дела N 02-06/56-18 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________
Члены Комиссии: __________
____________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 12 апреля 2018 г. N 02-06/56-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018