Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл;
члены Комиссии:
. - государственный инспекторотдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствии представителей:
заказчика - Муниципальное учреждение "Волжский городской спорт комплекс" (далее - МУ "Волжский городской спорт комплекс", заказчик), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Недра Сибири"(далее - ООО "Недра Сибири"),надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобыООО "Недра Сибири", ООО "Перспектива"на положения аукционной документации электронного аукциона навыполнение работ по капитальному ремонту Дворца спорта "Волжского городского спорткомплекса" (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ruномер0308300015218000001 от 30.03.2018),
установила:
МУ "Волжский городской спорт комплекс" проводится электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту Дворца спорта "Волжского городского спорткомплекса" (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ruномер0308300015218000001 от 30.03.2018).
В Марийское УФАС России поступили жалобыООО "Недра Сибири" и ООО "Перспектива"на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявители полагают, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Извещение о проведении открытого электронного аукциона, конкурсная документация на выполнение работ по капитальному ремонту Дворца спорта "Волжского городского спорткомплекса" размещены на официальном сайте 30.03.2018 (код закупки 0308300015218000001).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://etp.zakazrf.ru
Начальная максимальная цена контракта - 15 000 000,00 рублей.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.
1.По мнению заявителей ООО "Недра Сибири и ООО "Перспектива" заказчиком неправомерно установлены в проекте контракта размеры штрафов.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" утверждены правила определения размера штрафа и размера пени (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, Комиссия Марийского УФАС России изучив, проект контракта (часть II документации об электронном аукционе), установила, что заказчиком в проекте контракта предусмотрено следующее.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 5000 рублей (пункт 8.3 проекта контракта).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 в размере 5 % цены контракта и составляет _________________ рублей (пункт 7.6 проекта контракта).
Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не привышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчик должен устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта. В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.
Однако, в проекте контракта данное условие, предписанное Правилами, заказчиком не выполняется, указан размер штрафа для определенного порогового значения цены контракта (при этом окончательная цена контракта заказчику не может быть известна до момента заключения контракта).
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, указанный довод жалоб является обоснованным.
2. По мнению заявителей ООО "Перспектива", ООО "Недра Сибири" заказчик неправомерно установил требование в документации об электронном аукционе возможные виды и объемы работ, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 принято постановлени N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее -Постановление N 570).
Пунктом 2 постановления Правительства N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Указанные требования к участникам закупки установлены заказчиком в информационной карте (пункт 15) и в проекте контракта (п. 5.1.7.)
При этом, Постановление N 570 распространяется на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, а объектом проводимой закупки является капитальный ремонт, следовательно, Постановление N 570 не распространяется на данный вид работ.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссией Марийского УФАС России установлено, что заказчик 17.04.2018 внес изменения в документацию об электронном аукционе по вышеуказанным нарушениям, следовательно основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствуют.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобыобщества с ограниченной ответственностью "Недра Сибири" и общества с ограниченной ответственностью "Перспектива"обоснованными.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3.Требования о приостановлении закупки отменить.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25 апреля 2018 г. N 02-06/64-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018