Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - __________. - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
__________. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
__________. специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ВКО" (далее - заявитель);
заказчика - администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" (далее - заказчик),
надлежащим образом уведомленных о месте, дате и времени рассмотрения жалобы заявителя,
рассмотрев жалобу заявителяна положения документации открытого конкурсана выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция очистных сооружений канализации г. Козьмодемьянска" (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru 0108300014618000017 от 25.03.2018),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводится открытый конкурсна выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция очистных сооружений канализации г. Козьмодемьянска".
Начальная максимальная цена контракта - 3 500 000 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок 16.04.2018 10:00.
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе 19.04.2018.
16.04.2018 в Марийское УФАС России поступила (вх. N 3532) жалоба ООО "ВКО" на положения конкурсной документации.
Заявитель полагает, что заказчиком в конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе, который приводит к ограничению числа участников закупки.
Заказчик с доводами жалобыне согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу требований части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Из пункта 17 конкурсной документации следует, что заказчиком установлены стоимостные (цена контракта) и нестоимостные (квалификация участников закупки) критерии оценки заявок, значимость критериев составила 60 % и 40 % соответственно.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
Подпунктом "б" пункта 27 Правил предусмотрено установление величины значения показателя "опыт участника по успешному выполнению работ" сопоставимого характера и объема.
Из пункта 28 Правил следует, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 данных Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 данных Правил
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 18.2 конкурсной документации заказчиком установлен показатель раскрывающий содержание нестоимостного критерия оценки заявок, а именно Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, значимость показателя 100 %.
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Из пункта 18.2.1 конкурсной документации следует, что в отношении данного показателя присваивается "0" баллов в случае, если суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях, менее 60 миллионов рублей.
Между тем, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 3 500 000 рублей, что ниже таких условий оценки более чем в 17 раз, Комиссия считает данное требование несопоставимым по объему, что не позволяет принять участие в конкурсе более широкому кругу потенциальных участников закупки.
Кроме того, конкурсная документация не содержит указания градации баллов по указанному выше критерию, ограничиваясь только наличием минимального ("0") и максимального балла ("100").
По смыслу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о закупках, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, конкуренция подразумевает под собой соперничество хозяйствующих субъектов, и заказчик при проведении конкурсных процедур не должен предоставлять необоснованные преимущества одним участникам перед другими.
Установленное заказчиком в пункте 18.2.1 конкурсной документации требование о минимальном объеме выполненных работ сопоставимого характера, по несопоставимого по объему, создает неравные условия для разных категорий участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников конкурса, что не отвечает требованиям подпункта "б" пункта 27 Правил, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Таким образмом,доводы заявителя признаются Комиссией Марийского УФАС России обоснованными.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВКО" обоснованой.
2. Признать в действиях заказчика - администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" нарушение подпункта "б" пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии __________
Члены Комиссии: __________
__________
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 02-06/65-18
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
23 апреля 2018 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - __________. - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
_________. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
_________. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 23.04.2018 по делу N 02-06/65-18, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ВКО" на положения документации открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция очистных сооружений канализации г. Козьмодемьянска" (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru 0108300014618000017 от 25.03.2018),
предписывает:
1) Администрации городского округа "Город Козьмодемьняск" устранить нарушение подпункта "б" пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для чего в срок до 08 мая 2018 года:
- отменить все протоколы, составленные при проведении закупки N 0108300014618000017;
- внести изменения в извещение и в конкурсную документациюв соответствии с требованиями действующего законодательства;
- продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с требованиями статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе разместить такие изменения на официальном сайте.
2) В течение 3 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа.
Председатель Комиссии _________
Члены Комиссии: _________
_________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 23 апреля 2018 г. N 02-06/65-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018