Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
К.А. Сафиуллиной,
при участии представителей ГБУЗ "ДС N 15 ДЗМ",
в отсутствие представителей ООО "Галерея Цвета", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NТФ/15759/18 от 04.04.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Галерея Цвета" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДС N 15 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение (изготовление) печатной продукции для нужд ГБУЗ ДС N15 ДЗМ (Закупка N0873200002718000012) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/15754/18 от 04.04.2018 .
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1.Согласно доводу жалобы в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к используемому при выполнении работ товару по п.1 "Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности": "масса 1м2; плотность", поскольку указанные параметры отсутствуют в ГОСТ, соответствие которым установлено в аукционной документации.
Также в составе жалобы также указано, что в аукционной документации также установлены неправомерные требования к товару по п.1 "Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности": "Требования к бумаге", при этом в Инструкции по предоставлению сведений в составе заявки установлено требование о соответствии данного товара положениям ГОСТ 9094-89 "Бумага для печати офсетная. Технические условия", ГОСТ 9095-89 "Бумага для печати типографская. Технические условия", ГОСТ 7625-73 "Бумага этикеточная. Технические условия (с Изменениями N1, 2, 3)", ГОСТ 597-73 "Бумага чертежная. Технические условия (с Изменениями N1, 2, 3)", ГОСТ 20283-89 "Бумага обложечная. Технические условия", что не позволяет участнику закупки определить, какая бумага требуется Заказчику.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные в аукционной документации требования к товару по п.1 "Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности" установлены в соответствии с ГОСТ, а также согласно сведениям производителей товара. Также представитель Заказчика пояснил, что значение параметра "Требования к бумаге" установлено в зависимости от выбранного участником закупки типа бумаги.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, содержащие указание на то, почему, по мнению Заявителя, вышеуказанные требования к товару по п.1 "Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности" являются неправомерными.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя на предмет установления в аукционной документации неправомерных и избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно: п.1 "Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности": "плотность"; "толщина"; "масса 1 м2"; "требования к переплетенному материалу корешка"; "диаметр отверстий"; "расстояние между отверстиями"; "разрывная нагрузка"; "толщина нити при шнуровке блока"; "жесткость"; "пухлость".
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, содержащие указание на то, почему, по мнению Заявителя, вышеуказанные требования являются избыточными и на основании чего Заявитель сделал вывод о том, что для указания конкретных значений характеристики вышеуказанного товара необходимо проведение каких-либо испытаний.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком установлены требования к товару по п.1 "Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности": "товарная марка картона: Ладога; Нева; эквивалент"; "вид картона: мелованный; немелованный", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку участнику закупки не представляется возможным определить, какому ГОСТ должен соответствовать товар.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару по п."Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности" установлены в соответствии с государственными стандартами и сведениями от производителей, а также определяют потребность Заказчика в получении качественных товаров.
Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также подтверждающие невозможность формирования первой части заявки на участие в электронной аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводу жалобы в аукционной документации Заказчиком установлены требования к товару по п.1 "Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности", сужающие допустимые значения, установленные положениями ГОСТ 9094-89 "Бумага для печати офсетная. Технические условия".
Представитель Заказчика пояснил, что что установленные в аукционной документации требования к товару по п.1 "Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности" установлены в соответствии с ГОСТ, а также согласно сведениям производителей товара.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Законом о контрактной системе не установлен запрет на установление Заказчиком в соответствии со своей потребностью требований к товарам в более узком диапазоне допустимых значений, чем представлено в государственных стандартах.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. В составе жалобы указано, что Заказчик ограничивает участников закупки в выборе бумаги, из которой изготавливается товар по п.1"Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности", а также, что ввиду установленных требований не представляется возможным подобрать товар.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные требования к указанному товару установлены в соответствии с ГОСТ, а также в соответствии со сведениями производителей.
Комиссией Управления установлено, что установленным требованиям соответствуют несколько типов бумаги в соответствии с государственными стандартами.
Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также подтверждающие невозможность формирования первой части заявки на участие в электронной аукционе. Вместе с тем, Заявителем также не представлено доказательства, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также не представлены документы, свидетельствующие о невозможности формирования заявки на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
6. Согласно доводу жалобы в аукционной документации установлены требования к товарам по п.2 "Журнал учета огнетушителей", п.3 "Журнал осмотра и закрытия служебных помещений", п. 4 "Журнал проверки противопожарного состояния объекта (структурного подразделения)": "разрывная нагрузка: >5500 кг/с; сН"; п.6 "Медицинская карта стационарного больного": "кегель шрифта >12 пт; п", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку установление нескольких единиц измерения вводят участника закупки, а также препятствует корректному формированию первой части заявки на участие в закупке.
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены для возможности участниками закупки указать значения параметров в тех единицах измерениях, в которых указаны производителями таких товаров, что подтверждается сведениями производителей, размещенных в открытом доступе в сети "Интернет".
Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, а также подтверждающие невозможность формирования первой части заявки на участие в электронной аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
7. Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам как в Приложении N1 к Техническому заданию, так и в документе "Сведения о качестве, технических характеристиках используемого товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку участнику закупки не представляется возможным определить, какие сведения из двух документов необходимо указывать в составе первой части заявки на участие в закупке.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации установлены требования к закупаемым товарам в разных частях аукционной документации, а именно в Приложение N 1 к техническому заданию, а также в приложении "Сведения о качестве, технических характеристиках используемого товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме", при этом, данные разделы содержат различные характеристики товаров. Кроме того, в аукционной документации отсутствует указание на то, какими именно требованиями необходимо руководствоваться при формировании заявки на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить, из какой части аукционной документации следует, каким документом участнику закупки необходимо руководствоваться при формировании первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64, п.1ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
8. В составе жалобы указано, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п.29 "Путевка (салатовая)", п.30 "Путевка (голубая)": "шероховатость в мл/мин"; "пухлость: >1, 0<1, 3 см3/г", поскольку вышеуказанные требования вводят участника закупки в заблуждение, а также препятствует корректному формированию первой части заявки на участие в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы относительно установленного в аукционного документации параметра "шероховатость в мл/мин", а также пояснил, что вышеуказанные требования установлены ввиду технической ошибки.
Также представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к параметру "пухлость: >1, 0<1, 3 см3/г".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Галерея Цвета" на действия ГБУЗ "ДС N 15 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам по п.29, п.30, а также в части установления неправомерных требований к первой части заявки на участие в закупке.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. ч.1 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель Председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии А.С. Спирякова
К.А. Сафиуллина
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 апреля 2018 г. N 2-57-4275/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018