Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей ФГБНУ НЦН: С.Н. Реуцкой, И.Г. Таценко,
а также в отсутствие представителей ООО "Перспектива", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. NТФ/16234/18 от 06.04.2018),
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ НЦН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в помещениях операционного блока ФГБНУ НЦН (Закупка N0373100078718000031) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх.
NТФ/16234/18 от 06.04.2018).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы указано, что Заказчиком в п.12.1 Проекта контракта установлено следующее: "Договор вступает в силу с момента подписания и действует до "___" _______ 201_г.", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии Участникам закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, так как Заказчиком изначально не установлен срок действия государственного контракта.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поскольку на момент формирования аукционной документации Заказчику неизвестна дата заключения Государственного контракта ввиду возможности обжалования документации, а также неопределенного периода заключения Государственного контракта, не представляется возможным определить даты окончания действия такого контракта. Вместе с тем, аукционная документация содержит исчерпывающую информацию о продолжительности действия контракта, а именно: в соответствии с п.3.1 Проекта контракта Заказчика "Подрядчик приступает к работам не позднее 5-ти рабочих дней с даты подписания договора. Срок выполнения работ: 120 календарных дней в соответствии с утвержденным Календарным графиком производства работ".
Таким образом, с учетом п.3.1 Проекта контракта Победителю закупки представляется возможным определить срок действия государственного контракта, на основании которого Победителю также представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заказчиком в аукционной документации не установлена конкретная группа работ, по которой необходимо представить документы, подтверждающие опыт исполнения контракта (договора) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Пунктом 1 Постановления Правительства N99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N 1 к Постановлению.
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с Приложением N1 к Поставновлению Правительства N99 <*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0373100078718000031 от 21.03.2018 объектом закупки является выполнение ремонтных работ в помещениях операционного блока ФГБНУ НЦН, при этом, начальная максимальная цена контракта составляет 47 603 258,53 рублей.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.23 Информационной карты: "вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона в том числе: - участник закупки должен быть членом саморегулируемых организаций (далее СРО), что подтверждается выписками из реестров членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16 февраля 2017 г. N 56, подтверждающие сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права соответственно осуществлять подготовку проектной документации, выполнять работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; - участник закупки должен подтвердить наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается договор, за последние 3 года до даты подписания заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены данной закупки (дополнительные требования, установленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 к участникам закупки отдельных видов, товаров, работ, услуг), что позволяет участникам закупки определить группу работ, по которой необходимо представить документы, подтверждающие опыт исполнения контракта (договора) в соответствии с Постановлением Правительства N99.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы, в том числе свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе в части отсутствии возможности в определении конкретной группы работ, по которой необходимо представить документы, подтверждающие опыт исполнения контракта (договора) в соответствии с Постановлением Правительства N99.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. По мнению Заявителя, в Проекте государственного контракта аукционной документации содержится требование, возлагающее на участника дополнительную обязанность и ответственность в части замены банковской гарантии в случае прекращения обеспечения исполнения генеральным подрядчиком обязательств.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно доводу жалобы Заказчиком в п.9.5 Проекта контракта установлено следующее: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего Договора перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение поставщиком/подрядчиком/исполнителем своих обязательств по настоящему Договору, поставщик/подрядчик/исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения Договора перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Договора на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящей статье Договора", что может ограничивать количество участников закупки, поскольку возлагает дополнительные обязанности и ответственность на исполнителя контракта.
На основании вышеизложенного, подрядчик, в случае замены обеспечения исполнения контракта, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в размере, указанном в контракте, что противоречит ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы Заказчиком в аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ не соответствующее Постановлению Правительства N99 без учета изменений, внесенных в указанное Постановление.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением Правительства N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.23 Информационной карты установлены требования к участникам закупки: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: участник закупки должен подтвердить наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается договор, за последние 3 года до даты подписания заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены данной закупки (дополнительные требования, установленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 к участникам закупки отдельных видов, товаров, работ, услуг).
Таким образом, Заказчиком не установлено требование о представлении копии акта (актов) выполненных работ, а также копий разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, императивно установленных Постановлением Правительства N99.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ не соответствующее Постановлению Правительства Российской Федерации N99 без учета изменений, внесенных в указанное Постановление.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.31 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с положениями Постановлением Правительства Российской Федерации N99.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия ФГБНУ НЦН обоснованной в части установления требования к дополнительному обеспечению исполнения контракта, а также в части установления неправомерных требований о наличии у участника закупки опыта выполнения работ не соответствующее Постановлению Правительства N99 без учета изменений.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.7 ст.96, ч.4 ст.31 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Е.И. Ушкова
Члены комиссии: А.С. Спирякова
Д.А. Сологов
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 апреля 2018 г. N 2-57-4351/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018