Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей
ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н. БАКУЛЕВА" МИНЗДРАВА РОССИИ: Махно П.Ю., Кириллова П.О.,
ООО "ДЕ-Леон": Луговой Л.Р.,
рассмотрев жалобу ООО "ДЕ-Леон" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н. БАКУЛЕВА" МИНЗДРАВА РОССИИ (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (Закупка N0373100095218000033) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.03.2018 NТФ/10093/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель указывает, что при описании требований к товарам Заказчик использует символы, трактование которых отсутствует в инструкции по заполнению заявки, а именно символы "***", в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным определить требуемые значения параметров.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, свидетельствующих о невозможности формирования участниками закупки своего предложения в отношении объекта закупки и о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов Заявителя.
2. В своей жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе п оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в и ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что по показателю "Деловая репутация" критерия квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации установлены завышенные требования и необоснованные требования в части оценки подлежит количество положительных отзывов (благодарностей, рекомендательных писем, благодарственных писем, грамот) (далее - положительных отзывов), полученных в рамках успешного исполнения контрактов (договоров) сопоставимого характера, исполненных за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
Под успешным исполнением контракта (договора) понимается исполнение участником закупки обязательств поставщика по контракту (договору) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается контракт (договор) заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на поставку продуктов питания, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или медицинских организаций, или организаций социального обслуживания, или организаций отдыха детей и их оздоровления. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
По мнению Заявителя данное требование является излишним так как данная закупка и так является конкурсом с ограниченным участием.
Ст. 53 Закона о контрактной системе установлен порядок проведения процедуры рассмотрения и оценки конкурсных заявок участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы о неправомерном установлении Заказчиком порядка оценки конкурсных заявок, в том числе, свидетельствующих о невозможности формирования участниками закупки своего предложения в отношении объекта закупки и о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов Заявителя.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать корректному формированию заявки на участие в конкурсе, и привести к ограничению количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы в технической части указан ГОСТ Р 53956-2010 "Фрукты быстрозамороженные", который отменен с 01.01.2018 года.
п. 3 "Сыры рассольные" Заказчиком установлено требование: Маркировка предлагаемой к поставке продукции должны быть в соответствии с ГОСТ Р 51074-200. Таким образом, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, поскольку указанный ГОСТ не существует.
п. 8 "Хлопья овсяные" Заказчиком установлено требование: Продукция должна быть изготовлена из овсяной крупы высшего сорта или первого класса. В соответствии с ГОСТ 211149-93 для выработки овсяных хлопьев "Экстра" используют овес первого класса.
п. 59 "Петрушка свежая (корень)" Требования Заказчика: Зелень свежая должна поставляться в пакетах из полиэтиленовой пленки массой нетто одной единицы продукции не более трех килограмм. Таким образом, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, поскольку отсутствуют требования к упаковке и фасовке для позиции петрушка свежая (корень).
п. 113 "Йогурт питьевой "Чудо коллекция" или эквивалент", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку йогурт питьевой "Чудо коллекция" снят с производства.
п. 120 "Сыр Ламбер" остаточный срок годности, хранения не двух месяцев до окончания срока годности, хранения продукции, что, по мнению Заявителя, является неправомерным.
п. 125 "Смесь молочная детская для питания детей с шести месяцев "Агуша-2" или эквивалент". Требование заказчика: "твердой упаковке объемом 200 грамм +/- 10 грамм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку смесь молочная детская для питания детей с шести месяцев "Агуша-2" производится жирностью три целых одна десятая грамма. Объем молочной смеси "Агуша-2" измеряется в мл.
п. 145 "Молоко питьевое, "Веселый молочник" или эквивалент, фасовкой до 1 литра, жирность 2,5%". Требование заказчика: "Продукт должен быть изготовлен из цельного или нормализованного молока", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку согласно ГОСТ 31450-2013 для продукта, произведенного из цельного молока, массовую долю жира устанавливают технологической инструкции в виде диапазона значений.
пп. 167, 168 "Композиция для кислородных коктейлей Иммунная N 29, 21 или эквивалент фасовкой не менее 0.3 кг", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку в расчете начальной максимальной цены контракта по позиции 167 указан товар "Композиция для кислородных коктейлей Иммунная N 29 или эквивалент фасовкой не менее 0.3 кг", по позиции 168 "Композиция для кислородных коктейлей Иммунная N 21 или эквивалент фасовкой не менее 0.4 кг". На заседании Комиссии правления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, участники закупки вправе предложить к поставке продукцию, соответствующую требованиям заказчика, продукцию фасовкой 0,4 кг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что рекомендуемый срок годности продукции (ягод) выпускаемой в соответствии с ГОСТ Р 53956-2010 составляет 9 месяцев, следовательно указанный стандарт распространяет свое действие на продукцию, выпущенную в период действия указанного стандарта, срок годности которой истекает в 2018 году или позднее. Вместе с этим, 21.02.2018 Заказчиком размещено соответствующее разъяснение положений конкурсной документации, которое по данным позициям допускает предложение к поставке продукции, соответствующей техническим условиям и/или нормативной документации производителя продукции.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в конкурсе, а также подтверждающих избыточность указанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
4. По мнению Заявителя Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе установлена дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно сведениям с Официального сайта извещений о проведении Конкурса размещено Заказчиком - 16.02.2018.
При этом дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.03.2018 в 08:30.
Таким образом, Заказчиком соблюден срок размещения извещения о проведении Конкурса.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать корректному формированию заявки на участие в конкурсе, и привести к ограничению количества участников закупки, по следующим позициям:
пп. 135, 136 "Вода питьевая Агуша или эквивалент фасовкой 1,5; 5 литров", однако общее количество требуется в килограммах, что является не правомерным, поскольку данное описание требуемых к поставке товаров вводит участникам закупки в заблуждение и препятствует корректному формированию заявки на участие в конкурсе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЕ-Леон" на действия ФГБУ "НМИЦ ССХ ИМ. А.Н. БАКУЛЕВА" МИНЗДРАВА РОССИИ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч.1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Д.С. Бруев
исп. Д.С.Бруев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 марта 2018 г. N 2-57-2657/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018