Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей ФГБНУ НЦН: М.О. Магерамова,И.Г. Таценко,
в присутствии третьего лица: С.Н. Реуцкого,
а также в отсутствие представителей ООО "Недра Сибири", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. NТФ/16230/18 от 06.04.2018),
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ НЦН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в помещениях операционного блока ФГБНУ НЦН (Закупка N0373100078718000031) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NТФ/16230/18 от 06.04.2018) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены требования к товарам, которые не являются объектом закупки, а также после выполнения работ не остаются у Заказчика и не влияют на качество работ, а именно к дюбелям пластмассовым, замазке суриковой, шурупам, подводкам гибким, отводам, хомутам стальным, краске масляной, винтам, шайбам, шпилькам, доскам, пленке полиэтиленовой, винтам самонарезающим, клею, болтам с гайками, клею плиточному, краске акриловой, смесям сухим, ленте бумажной, гвоздям.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все требования к товарам установлены в соответствии с потребностью Заказчика и учтены в расчете начальной (максимальной) цены контракта, объем которых указан и опубликован в локальной смете, доступной для ознакомления.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседания Комиссии Управления Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В составе жалобы указано, что Заказчиком в п.12.1 Проекта контракта установлено следующее: "Договор вступает в силу с момента подписания и действует до "___" _______ 201_г.", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии Участникам закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, так как Заказчиком изначально не установлен срок действия государственного контракта.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поскольку на момент формирования аукционной документации Заказчику неизвестна дата заключения Государственного контракта ввиду возможности обжалования документации, а также неопределенного периода заключения Государственного контракта, не представляется возможным определить даты окончания действия такого контракта. Вместе с тем, аукционная документация содержит исчерпывающую информацию о продолжительности действия контракта, а именно: в соответствии с п.3.1 Проекта контракта Заказчика "Подрядчик приступает к работам не позднее 5-ти рабочих дней с даты подписания договора. Срок выполнения работ: 120 календарных дней в соответствии с утвержденным Календарным графиком производства работ".
Таким образом, с учетом п.3.1 Проекта контракта Победителю закупки представляется возможным определить срок действия государственного контракта, на основании которого Победителю также представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу Заявителя в аукционной документации Заказчиком установлен неправомерный срок оплаты выполненных работ.
Согласно ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии со ст.190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.6 Технического задания "оплата производится за фактически выполненный объем работ, в безналичной форме, в рублях Российской Федерации в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ на основании счета и счета-фактуры", при этом, в п. 2.5 Проекта государственного контракта установлено: "Оплата Заказчиком производится за фактически выполненный объем работ Подрядчика, в соответствии с условиями настоящего Договора, путем перечисления денежных средств, составляющих Цену фактически выполненного объема работ на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в статье 14 настоящего Договора, на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) с прилагаемой к ней расшифровкой, акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), а также надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки работ (составленного по форме в Приложении N 7 к Договору), в течение 20 (двадцати) банковских дней с даты выставления Подрядчиком счета на оплату выполненных работ".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего надлежащий срок и порядок оплаты выполнения работ, нарушают ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
4. По мнению Заявителя, в Проекте государственного контракта аукционной документации содержится требование, возлагающее на участника дополнительную обязанность и ответственность в части замены банковской гарантии в случае прекращения обеспечения исполнения генеральным подрядчиком обязательств.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно доводу жалобы Заказчиком в п.9.5 Проекта контракта установлено следующее: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего Договора перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение поставщиком/подрядчиком/исполнителем своих обязательств по настоящему Договору, поставщик/подрядчик/исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения Договора перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Договора на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящей статье Договора", что может ограничивать количество участников закупки, поскольку возлагает дополнительные обязанности и ответственность на исполнителя контракта.
На основании вышеизложенного, подрядчик, в случае замены обеспечения исполнения контракта, обязан предоставить обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в размере, указанном в контракте, что противоречит ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия аукционной комиссии ФГБНУ НЦН обоснованной в части установления ненадлежащего срока и порядка оплаты выполненных работ, а также в части установления требования к дополнительному обеспечению исполнения контракта.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.7 ст.96, ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: Д.А. Сологов
А.С. Спирякова
Исп.: Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 апреля 2018 г. N 2-57-4353/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018