Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
при участии представителей ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России:
А.А. Шулеповой,
ООО "Чистый город": Е.С. Горшкова,
рассмотрев жалобу ООО "Чистый город" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на услуги по чистке и уборке зданий и промышленной уборке прочие (Закупка N 0373400002418000002) (далее - аукцион, электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.04.2018 NТФ/16581/18, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске Заявителю к участию в вышеуказанном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.03.2018 N0373400002418000002-1-1 Заявителю (заявка N 18) отказано в допуске к участию в аукционе на основании не соответствия представленной информации по п.97 "Средство для очистки окон при низких температурах" и п.111 "Семена (смесь) газонных трав" требованиям аукционной документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части Аукционной документации установлены максимальные и минимальные значения показателей, а также значения, которые не могут изменяться, для необходимого при оказании услуг товара, в частности:
- п. 107 "Средство для очистки окон при низких температурах":
- "Минимальная температура применения": "Должна быть до -10°С";
- п.111 "Семена (смесь) газонных трав":
- "Состав": "Требуется мятлик различных сортов, полевица побегоносная, райграс различных сортов, овсяница различных сортов, прочие семена",
- "Общее содержание мятлика": "Должно быть до 45* %",
- "Содержание мятлика лугового": "Должно быть до 16* %",
- "Содержание мятлика лугового тетраплоидного": "Должно быть от 5* %",
- "Содержание мятлика болотного, обыкновенного": "Должно быть от 3* %",
- "Общее содержание райграса": "Должно быть от 10* %",
- "Содержание райграса высокого": "Должно быть до 7* %",
- "Содержание райграса многоукосного": "Должно быть от 5* %",
- "Содержание райграса пастбищного": "Должно быть до 10* %",
- "Общее содержание овсяницы": "Должно быть до 70 %",
- "Содержание овсяницы бороздчатой": "Должно быть от 5* %",
- "Содержание овсяницы красной": "Должно быть от 3 %",
- "Содержание овсяницы луговой": "Должно быть от 10* %",
- "Содержание овсяницы тростниковой": "Должно быть до 40* %",
- "Содержание полевицы побегоносной": "Должно быть до 15* %",
- "Содержание прочих семян трав в составе видов семян": "Должно быть до 15* %".
В соответствии с пп "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе первой части заявки Заявителя выражено согласие на оказание услуг в соответствии с требованиями аукционной документации, а также указаны конкретные значения показателей предлагаемых к использованию товаров, в частности:
- п. 107 "Средство для очистки окон при низких температурах":
- "Минимальная температура применения": "-5°С".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предложение участника не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку по вышеприведенному показателю необходимо представить температурное значение ниже указанного.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в аукционе, размещенной в составе аукционной документации, в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель(-и) из данного диапазона, не включая крайние значения. При этом, в аукционной документации отсутствует иное положение, определяющее порядок указания температурного параметра, в случае установления Заказчиком требуемых значений такого параметра с использованием предлога "до".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что предложение Заявителя не противоречит требованиям аукционной документации.
В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что установление требований к температурным показателям с использованием предлогов "от", "до" нарушает положения п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку может вводить участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика, в связи с тем, что такое требование может рассматриваться на математической оси координат, когда допустимое числовое значение расположено как на промежутке такой оси от значения "0" до значения "-10", так и на промежутке от "-" до "-10". В связи с указанным температурные показатели целесообразнее сопровождать словами "ниже" или "выше", что будет однозначно указывать на применение в таком случае температурной шкалы, на которой, положительные температуры располагаются выше отметки "0", а отрицательные - ниже. Данный факт подтверждается тем, что Заказчик отклонил 7 заявок на участие в электронном аукционе, в том числе по данному основанию.
- п.111 "Семена (смесь) газонных трав":
- "Состав": "мятлик различных сортов, полевица побегоносная, райграс различных сортов, овсяница различных сортов, прочие семена",
- "Общее содержание мятлика": "20 %",
- "Содержание мятлика лугового": "10 %",
- "Содержание мятлика лугового тетраплоидного": "5 %",
- "Содержание мятлика болотного, обыкновенного": "5 %",
- "Общее содержание райграса": "20 %",
- "Содержание райграса высокого": "5 %",
- "Содержание райграса многоукосного": "5 %",
- "Содержание райграса пастбищного": "10 %",
- "Общее содержание овсяницы": "40 %",
- "Содержание овсяницы бороздчатой": "5 %",
- "Содержание овсяницы красной": "5 %",
- "Содержание овсяницы луговой": "10 %",
- "Содержание овсяницы тростниковой": "20 %",
- "Содержание полевицы побегоносной": "10 %",
- "Содержание прочих семян трав в составе видов семян": "10 %".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное предложение Заявителя является недостоверной информацией, поскольку сумма указанных долей содержания различных семян составляет 105% с учетом того, что указанная доля по параметру "Содержание мятлика болотного, обыкновенного"": "5 %" предполагает содержание мятлика болотного 5 % и мятлика обыкновенного 5 %.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии Управления пояснил, что указанное значение доли "Содержание мятлика болотного, обыкновенного": "5 %" предполагает пятипроцентное содержание смеси мятлика болотного и обыкновенного в равной пропорции.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что предложение участника Закупки не противоречит требованиям аукционной документации, в том числе инструкции по заполнению заявки.
В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что установление требований вышеуказанным образом нарушает положения п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку ввело участников закупки в заблуждение и не позволило определить потребность Заказчика, в связи с тем, что исходя из положений аукционной документации, в том числе инструкции по заполнению заявки, однозначно не следует то, что указание единственного значения доли по параметру "Содержание мятлика болотного, обыкновенного", например, равной 5 % для товара по п.111 "Семена (смесь) газонных трав" означает предложение двух различных значений равных 5 %, то есть предложение содержания семян мятлика болотного и содержание семян мятлика обыкновенного равных 5 %, при этом в таком случае общая доля такого параметра будет равняться 10%. Данный факт подтверждается тем, что Заказчик отклонил 3 заявки на участие в электронном аукционе, в том числе по данному основанию.
Согласно ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в Аукционе, по основаниям, содержащимся в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе, является неправомерным и нарушает положения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, с учетом вышеизложенного, Комиссия Управления отмечает, что в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к участникам, подающим заявки на участие в закупке.
Наличие же любых равновесных противоречий, возникающих при работе с аукционной документацией, является следствием действий Заказчика, а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Чистый город" на действия аукционной комиссии ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
Е.А. Миронова
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 121)
1. ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России
107139, Москва, Садовая-Спасская ул, дом 11/1
2. ООО "Чистый город"
143405, МО, Красногорский район, г. Красногорск, шоссе Ильинское, д.1А, помещение 38/2, комната 08
3. АО "ЭТС"
123317, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10, под. 1, эт. 13
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-4382/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
11.04.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
на основании решения Комиссии от 11.04.2018 по делу N2-57-4382/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Чистый город" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УСЗ" при Минсельхозе России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на услуги по чистке и уборке зданий и промышленной уборке прочие (Закупка N 0373400002418000002) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 11.04.2018 по делу
N2-57-4382/77-18 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 15.06.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
Е.А. Миронова
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 121)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2018 г. N 2-57-4382/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018