Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (далее - Заказчик): Понкратовой С.В. (по доверенности от 24.04.2018), Паврезнюка С.В. (по доверенности от 24.04.2018),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Изидолг" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на право заключения контракта на "Ремонт автомобильной дороги с переходным типом покрытия Начикинский совхоз - Усть-Большерецк - п. Октябрьский с подъездом к пристани Косоево - колхоз им. Октябрьской революции на участке км 10+000 - км 14+000" (закупка N 0338200008718000021), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
05.04.2018 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем ЭА на право заключения контракта на "Ремонт автомобильной дороги с переходным типом покрытия Начикинский совхоз - Усть-Большерецк - п. Октябрьский с подъездом к пристани Косоево - колхоз им. Октябрьской революции на участке км 10+000 - км 14+000" (закупка N 0338200008718000021) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 14 228 454,00 рублей.
20.04.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА:
1) в документации об ЭА отсутствует описание объекта Закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе;
2) не установлено обязательное требование к декларированию участниками Закупки своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СМП или СОНО), но при этом установил для них преимущества;
3) не указан конкретный срок действия контракта, и, с учетом возможной пролонгации его действия ввиду различных обстоятельств, невозможно определить конкретный срок действия банковской гарантии, что является нарушение пункта 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Заказчик письмом от 26.04.2018 N 04/877 представил возражения по доводам жалобы, в которых указал следующее:
1) при описании объекта Закупки в техническом задании документации об ЭА Заказчик указал, что при устройстве покрытия установлены требования к материалам в соответствии с ГОСТ 225607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов". Таким образом, описание объекта Закупки установлено в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
2) в Инструкции по заполнению заявки установлено, что участник Закупки обязан задекларировать в заявке на участие в ЭА свое соответствие требованиям, установленным пунктами 11.2-11.8 части 11 документации об ЭА, при этом в пункте 11.8 установлено, единое требование к участникам Закупки - соответствие требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" или Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
3) в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц; срок исполнения обязательств подрядчиком - 30.11.2019; срок исполнения обязательств Заказчиком - в течение 15 рабочих дней с даты подписания документов о приемке работ; таким образом, срок действия банковской гарантии должен завершиться не ранее 15.02.2020, что и установлено в пункте 16.4. проекта контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать согласие участника ЭА на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об ЭА, при проведении ЭА на выполнение работы или оказание услуги.
Пунктом 4.1 Технического задания (приложение N 1 к государственному контракту) установлены требования к качеству работ: "Работы производить в соответствии с ГОСТ 225607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов".
В пункте 4.2 документации об ЭА установлено: "Первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие сведения: согласие участника закупки на выполнение работ, предусмотренных настоящей документацией".
Таким образом, участник Закупки, указав в составе заявки на участие в Закупке согласие на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги на условиях, предусмотренных документацией об ЭА, тем самым выразил согласие на выполнение работ с использованием готовых щебеночно-песчаных, гравийно-песчаных и щебеночно-гравийно-песчаных смесей, применяемых для устройства покрытий автомобильных дорог, которые должны соответствовать ГОСТ 225607-2009.
В заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные в ГОСТе 225607-2009 характеристики щебеночно-гравийно-песчаных смесей соответствуют потребностям Заказчика, и поэтому необходимость в указании данных характеристик в описании объекта Закупки отсутствует.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об ЭА Заказчик не установил надлежащим образом требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, не обоснован.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 данной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНО. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНО.
В силу пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении ЭА наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении ЭА установлено, что к участию в Закупке допускаются только СМП и СОНО.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4.3 документации об ЭА вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 11.2-11.8 части 11 настоящей документации.
Подпункт 11.8 устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого предпринимательства) или Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
Поскольку к участию в Закупке допускаются только СМП и СОНО, документация об ЭА устанавливает обязанность для участников Закупки декларировать во вторых частях заявок свое соответствие Закону о развитии малого предпринимательства и Закону о некоммерческих организациях, и, следовательно, свою принадлежность к СМП или СОНО.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об ЭА Заказчик не установил обязанность участников Закупки декларировать свою принадлежность к СМП или СОНО, не обоснован.
3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу подпункта 5 пункта 6.3 документации об ЭА срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц (за исключением гарантийных обязательств), таким образом, срок действия банковской гарантии должен завершиться не ранее 15.02.2020.
Этому сроку корреспондирует срок действия банковской гарантии, установленный в проекте Контракта.
Пунктом 3.1 проекта Контракта установлено окончание работ: 30 ноября 2019 года.
Пунктом 9.1 проекта Контракта установлено, что Заказчик в течение 15 рабочих дней с даты подписания документов по приемке работ оплачивает Подрядчику стоимость принятых работ.
Пунктом 16.4 проекта Контракта установлено следующее условие:
"Обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено Подрядчиком в виде банковской гарантии в соответствии с требованиями статьи 45 Закона о контрактной системе или путем передачи Заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере исполнения Контракта. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц и, таким образом, завершится не ранее 15.02.2020".
Заказчик срок подписания документов по приемке работ в документации об ЭА не установил.
По общему правилу, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок, то есть в течение 7 дней со дня предъявления требования о его исполнении (часть 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Дата окончания работ - 30.11.2018, разумный срок для подписания документов по приемке работ - в течение 7 дней, то есть до 07.12.2018, срок оплаты стоимости принятых работ - в течение 15 рабочих дней со дня подписания документов по приемке работ, то есть, до 28.12.2018. Указанная дата и является сроком действия Контракта.
Установленный Заказчиком срок действия банковской гарантии - 15.02.2020 превышает срок действия Контракта не менее чем на один месяц, что соответствует требованиям, установленным частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Законом о контрактной системе при установлении срока действия контракта учет его возможной пролонгации ввиду различных обстоятельств не предусмотрен.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не указан конкретный срок окончания действия Контракта, и, с учетом возможной пролонгации его действия ввиду различных обстоятельств, невозможно определить конкретный срок действия банковской гарантии, не обоснован.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: И.В. Кодерле
Члены комиссии: Л.Б. Шиханова
А.А. Козаченко
С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 27 апреля 2018 г. N 21-06/121-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018