Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Елизовская районная больница" (далее - Заказчик): Стружкиной Л.В. (по доверенности от 03.05.2018 N 786),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Изидолг" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений детского соматического отделения ГБУЗ КК "Елизовская районная больница" (закупка N 0338300047918000055), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
09.04.2018 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем ЭА на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений детского соматического отделения ГБУЗ КК "Елизовская районная больница" (закупка N 0338300047918000055) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 619 632,02 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 25.04.2018 на участие в ЭА было подано 10 заявок.
24.04.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА:
1) в извещении о проведении ЭА установлена ненадлежащая дата проведения ЭА;
2) установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП или СОНО), но не установлено обязательное требование к декларированию участниками Закупки своей принадлежности к ним;
3) не установлено требование к участникам Закупки о членстве в саморегулируемой организации (далее - СРО);
4) в описании объекта закупки не установлено требование к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ.
Заказчик письмом от 26.04.2018 N 758 представил возражения по доводам жалобы, в которых указал следующее:
1) при установлении даты проведения ЭА в результате технической ошибки вместо даты 03.05.2018 была указана дата 30.04.2018;
2) Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) устанавливает, что работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, должны выполнять только индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие выданные СРО свидетельства о допуске к таким работам, однако, объект Закупки не предусматривает проведение данного вида работ;
3) в Единых требованиях к участникам закупки в документации об ЭА установлено требование о принадлежности к СМП; согласно Закону о контрактной системе в этом случае участник ЭА обязан задекларировать свою принадлежность к СМП;
4) при описании объекта Закупки в документации об ЭА в требованиях к качеству, надежности поставляемых материалов указано, что все материалы, применяемые в процессе выполнения работ, должны соответствовать ГОСТам на указанные материалы.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 5 части 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении ЭА, должна содержать дату проведения ЭА в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения ЭА является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2017 N 1250 были перенесены в 2018 году выходные дни, в том числе, с воскресения 7 января на среду 2 мая, с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля.
В извещении о проведении ЭА установлена дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 26.04.2018, следовательно, с учетом переноса выходных дней, дата проведения ЭА должна быть установлена на 03.05.2018.
Заказчик в извещении о проведении ЭА установил дату проведения ЭА на 30.04.2018, то есть, не в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, в нарушение пункта 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 (абзац третий) статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Исходя из пункта 10 статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Помещения детского соматического отделения ГБУЗ КК "Елизовская районная больница" не относятся к объектам капитального строительства, которые, как пояснил представитель Заказчика, находятся на втором этаже отдельно стоящего двухэтажного здания.
Капитальный ремонт указанных помещений, находящихся внутри здания, не предусматривает замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, поэтому, по своей сути, является текущим ремонтом.
Следовательно, Заказчик не обязан был устанавливать в документации об ЭА требование о том, что частник Закупки должен быть членом СРО.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении ЭА, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭА в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать декларацию о принадлежности участника ЭА к СМП или СОНО в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 данной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНО. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНО.
Иной формы предоставления информации о принадлежности участника ЭА к СМП или СОНО Закон о контрактной системе не предусматривает.
В извещении об осуществлении рассматриваемой Закупки установлено, что к участию в Закупке допускаются только СМП и СОНО.
В подпункте 2 пункта 4.2 требований к содержанию, составу заявки на участие в ЭА и инструкции по ее заполнению документации об ЭА установлено, что вторая часть заявки на участие в ЭА должная содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным подпунктами 11.1-11.6 пункта 11 документации об ЭА.
В подпунктах 11.1-11.6 установлены единые требования к участникам Закупки в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в документации об ЭА не установлено требование о содержании в составе второй части заявки декларации о принадлежности к СМП или СОНО, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать согласие участника ЭА на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об ЭА, при проведении ЭА на выполнение работы или оказание услуги.
Пунктом 9 описания объекта Закупки установлены требования к качеству работ, надежности поставляемых материалов, в соответствии с которыми все материалы, применяемые в процессе выполнения работ, должны соответствовать: ГОСТ 30970-02. Блоки дверные из винихлоридных профилей. Технические условия; ГОСТ Р 28013-98, ГОСТ 30674-99. Блоки из поливинилхлодридных профилей. Технические условия; ГОСТ 61-41-91. Плиты керамические глазурованные; ГОСТ 28013-98. Растворы строительные; ГОСТ 32415-2013. Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления; ГОСТ Р 52134-2007. Материалы для трубопроводов; ГОСТ 31311-2001. Приборы отопительные; ГОСТ 115-86. Материалы поливинилхлоридные для полов.
В пункте 4.2 документации об ЭА установлено: "Первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать согласие участника закупки на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об ЭА".
В заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные в ГОСТах характеристики материалов, используемых при производстве работ, соответствуют потребностям Заказчика, и поэтому необходимость в указании данных характеристик в описании объекта Закупки отсутствует.
Следовательно, участник Закупки, указав в составе заявки на участие в Закупке согласие на выполнение работ по капитальному ремонту помещений детского соматического отделения ГБУЗ КК "Елизовская районная больница" на условиях, предусмотренных документацией об ЭА, тем самым выразил согласие на их выполнение с использованием готовых материалов, которые должны соответствовать вышеперечисленным ГОСТам.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в описании объекта закупки не установлено требование к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, не обоснован.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части установления в извещении о проведении электронного аукциона ненадлежащей даты проведения электронного аукциона, неустановления требования о содержании в составе второй части заявки декларации о принадлежности к СМП или СОНО.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 5 части 1 статьи 64, пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения подрядчика, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: И.А. Светлова
Члены комиссии: С.Н. Парфирьева
Л.Б. Шиханова
С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 3 мая 2018 г. N 21-06/126-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018