Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Гудкевич Е.В., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., государственного инспектора отдела контроля закупок Мироновой М.В.,
с участием:
индивидуального предпринимателя Шангиной Елены Анатольевны (далее также - ИП Шангина Е.А., заявитель), а также представителя ИП Шангиной Е.А. по доверенности Шангина А.С.,
от заказчика, муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" (далее также - МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", заказчик), директора Усманова Д.А. и представителя по доверенности Притворовой Е.А. (после перерыва),
рассмотрев жалобу ИП Шангиной Е.А. на действия заказчика, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0371300146318000010) (далее также - открытый конкурс, конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
18.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Шангиной Е.А. на действия заказчика, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0371300146318000010) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, конкурсная документация составлена и утверждена заказчиком с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Доводы жалобы заявителя сводятся к следующему:
1) по мнению заявителя, заказчиком в конкурсной документации не прописан четкий порядок оценки заявок на участие в конкурсе по показателю "Срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия муниципального контракта об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок" нестоимостного критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": в данном случае отсутствует распределение количества баллов в зависимости от срока эксплуатации транспортных средств, что исключает возможность сформировать заявку надлежащим образом.
Также, как полагает заявитель, срок эксплуатации транспортных средств не свидетельствует об исправном техническом состоянии таких транспортных средств (что, по мнению заявителя, является более важным в данном случае), однако, при этом создает преимущественные условия при проведении открытого конкурса.
Кроме того, при оценке по данному показателю также учитывается наличие полисов ОСАГО у заявленных транспортных средств, вместе с тем данное требование в силу действующего законодательства Российской Федерации является обязательным и, с точки зрения заявителя, является необоснованным и не может рассматриваться как составляющая для оценки заявок;
2) по показателю "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок" нестоимостного критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценивается информация о количестве транспортных средств, оборудованных внешними маршрут указателями (передний, задний и боковой) с отображением информации о маршруте, о транспортных средствах, оборудованных системой пожаротушения моторного отсека, о транспортных средствах, оборудованных системой автоматического открывания служебных дверей, и так далее. Заявитель, полагает, что данный показатель установлен заказчиком необоснованно, поскольку дополнительный перечень характеристик транспортных средств, влияющий на качество перевозок, никак не связан с характеристиками качества закупаемых услуг. В данном случае, напротив, не установлены обязательные, по мнению заявителя, требования к оборудованию транспортных средств для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, для пассажиров с детскими колясками (в соответствии с пунктом 3.1.9 ГОСТ Р 51090-97 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности инвалидов" беспрепятственный доступ в транспортное средство должны обеспечивать вспомогательные посадочные устройства);
3) заказчиком в конкурсной документации в качестве самостоятельного критерия оценки заявок выделен нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", оценка по которому производится в зависимости от численности водительского состава, в качестве подтверждения участники конкурса предоставляют в составе заявки копии трудовых книжек водителей, подтверждающих трудоустройство в организации - участнике конкурса.
В то же время трудовая книжка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является не единственным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Так, трудоустройство у работодателя может быть подтверждено заключенными трудовыми договорами, что в данном случае, по мнению заявителя, в нарушение требований законодательства не допускается заказчиком;
4) требование заказчика о необходимости представления в составе заявки на участие в конкурсе свидетельства о праве собственности на транспортное средство, является излишним и установлено заказчиком, как полагает заявитель, в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного ИП Шангина Е.А. просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, МКУ "Центр развития города Переславля-Залесского", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 30.03.2018 (с изменениями от 04.04.2018, 05.04.2018, 06.04.2018, 10.04.2018) размещено извещение N 0371300146318000010 о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области вместе с конкурсной документацией.
В состав закупки входят два лота:
1) выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальном маршруте N 1 на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области;
2) выполнение работ на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области.
Начальная (максимальная) цена контракта по каждому лоту составляет 1,00 руб.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Дополнительные требования к содержанию конкурсной документации открытого конкурса при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пункт 3 части 1.1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации следует, что объектом рассматриваемой закупки является осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации (пункт 3 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации).
Таким образом, на данную закупку распространяются положения Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ), который регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1);
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 9).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (часть 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, в том числе характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
Следовательно, заказчик не обязан, но вправе устанавливать показатели, которые раскрывают содержание нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе. То есть иными словами заказчик может по своему усмотрению включить в конкурсную документацию такие показатели нестоимостного критерия оценки заявок, которые отвечают его потребностям и необходимы для определения возможностей потенциальных исполнителей относительно выполнения соответствующих функций в рамках оказания услуг с целью исполнения заключаемого по результатам проведения конкурса контракта (с учетом особенностей закупаемых услуг), а также выбора наилучшего предложения с целью эффективного использования денежных средств заказчика. Иными словами, законодательство о контрактной системе в сфере закупок не ограничивает заказчика в праве устанавливать по своему усмотрению показатели нестоимостного критерия оценки заявок.
В пункте 24 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации заказчиком определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе:
1. Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
1.1. Показатель "Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса". Коэффициент значимости показателя - 0,10;
1.2. Показатель "Экологический класс". Коэффициент значимости показателя - 0,35;
1.3. Показатель "Срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия муниципального контракта об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок". Коэффициент значимости показателя - 0,15;
1.4. Показатель "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления регулярных перевозок". Коэффициент значимости показателя - 0,40.
2. Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из анализа положений конкурсной документации следует, что заказчиком предусмотрены четыре показателя, раскрывающие содержание критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и учитывающие особенности оценки закупаемых работ, в том числе показатель "Срок эксплуатации транспортных средств_", при оценке по которому анализируется информация о сроке эксплуатации (срок эксплуатации транспортного средства) исчисляются года выпуска транспортного средства, указанного в ПТС.
Таким образом, довод заявителя относительно того, что показатель "Срок эксплуатации транспортных средств_" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок не находит своего подтверждения, поскольку:
- во-первых, часть 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень критериев оценки заявок, а не показателей, раскрывающих содержание данных критериев. В свою очередь количество и наименование таких показателей отдается законодателем на усмотрение заказчика;
- во-вторых, показатель "Срок эксплуатации транспортных средств_" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", как это и предусмотрено пунктом 10 Правил, учитывает особенности оценки закупаемых услуг и, несомненно, характеристики объекта закупки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В качестве подтверждения по показателю "Срок эксплуатации транспортных средств_" участник конкурса предоставляет в составе заявки:
- список транспортных средств с указанием марки автобуса, гос. номера, года выпуска и собственника с приложением копий подтверждающих документов;
- сведения аккредитованной организации о прохождении транспортными средствами, заявленными для участия в открытом конкурсе, технического осмотра и о наличии полиса ОСАГО.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя) количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi).
В соответствии с пунктом 20 Правил оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21-24 Правил.
Так, согласно пункту 23 Правил в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Из анализа конкурсной документации следует, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе по приведенному выше показателю нестоимостного критерия оценки заявок установлен заказчиком строго в соответствии с приведенным пунктом 23 Правил.
Вместе с тем, при оценке заявок по показателю "Срок эксплуатации транспортных средств_" критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оцениваются также сведения о наличии полисов ОСАГО у заявленных транспортных средств участников закупки (пункт 24 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации).
В то же время согласно подпункту 6.2 пункта 6 "Функциональные, технические и качественные характеристики" раздела 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации подрядчик обязан обеспечить исполнение установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Таким образом, заказчиком не установлен надлежащий порядок оценки заявок по показателю "Срок эксплуатации транспортных средств_" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (не определен однозначным и объективным образом перечень документов, представляемых для подтверждения участниками закупки своего соответствия по данному показателю), поскольку, во-первых, с одной стороны, наличие полиса ОСАГО на каждое заявленное участником закупки транспортное средство является обязательным условием участия в конкурсе (то есть отсутствие данного полиса свидетельствует о несоответствии участника закупки установленным заказчиком требованиям), а с другой стороны, заказчик фактически допускает возможность непредставления таких полисов в составе заявки, в таком случае эти участники лишь получат ноль баллов по соответствующему показателю; во-вторых, условие о том, что в качестве подтверждения по данному показателю участник конкурса должен представить в составе заявки сведения о наличии полиса ОСАГО является излишним, в виду того, что фактически никак не связано со сроком эксплуатации транспортных средств; что является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Из анализа положений конкурсной документации следует, что заказчиком предусмотрены четыре показателя, раскрывающие содержание критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и учитывающие особенности оценки закупаемых работ, в том числе показатель "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств_", при оценке по которому анализируется информация о маршруте, о транспортных средствах, оборудованных системой пожаротушения моторного отсека, о транспортных средствах, оборудованных системой автоматического открывания служебных дверей, о транспортных средствах, оборудованных системой, обеспечивающей хранение записанных данных системы видеонаблюдения - комплекса антивандальных камер, осуществляющих непрерывную видео фиксацию, о транспортных средствах, оборудованных системой предохранения пассажиров от зажатия дверьми, о транспортных средствах, оборудованных системой беспроводного подключения к Wi-Fi, о транспортных средствах, оборудованных аудиоинформатором пассажиров.
Потребностью заказчика фактически является наличие максимального количества вышеназванных дополнительных характеристик транспортных средств с целью выявления наилучшего предложения (определения исполнителя) по итогам проведения рассматриваемого конкурса.
Требования к оборудованию транспортных средств для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, для пассажиров с детскими колясками, которые, по мнению заявителя, являются обязательными, но не установлены заказчиком, ни на чем не основаны (так, например, ГОСТ Р 51090-97 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности инвалидов", на который ссылается в жалобе заявитель, является не действующим с 01.01.2018) и не являются в данном случае принципиально важными для заказчика.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Обязательные требования к заявке на участие в конкурсе установлены статьей 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Наличие либо отсутствие у одного из участников в данном случае транспортных средств, обладающих указанными заказчиком теми или иными характеристиками, согласно показателю "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств_" критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не может свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку отсутствие таковых не ведет к отстранению участника от участия в открытом конкурсе.
Вместе с тем, заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить такие требования к объекту закупки (такие показатели (критерии) оценки заявок), которые удовлетворяли бы всех возможных потенциальных участников закупки.
Таким образом, Комиссия не усматривает в данном случае в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок относительно установления, в числе прочих, показателя "Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств_" критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", и, следовательно, довод заявителя об обратном является необоснованным.
В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.
По критерию оценки "Квалификация участников закупки_" анализируется информация о численности и общем водительском стаже водительского состава с категорией "D".
В качестве подтверждения по данному показателю участник конкурса предоставляет в составе заявки:
- копии трудовых книжек водителей, подтверждающих трудоустройство в данной организации;
- копии водительских удостоверений указанных сотрудников, подтверждающих квалификацию водительского состава категории "D" и общий водительский стаж.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 34.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ к управлению транспортным средством, используемым для перевозок по маршруту регулярных перевозок, допускаются водители, заключившие трудовой договор с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или одним из участников договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.
Соответственно, из приведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что в конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки_" установлен ненадлежащим образом, поскольку документом, подтверждающим численность водительского состава участника закупки, являются трудовые договоры (их копии), заключенные между водителями и таким участником закупки, а следовательно требование, установленное заказчиком в конкурсной документации, о представлении в качестве такого подтверждения копий трудовых книжек водителей является не основанным на законе, что в свою очередь, является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении четвертого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии последних требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса (часть 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
Пунктом 6.1 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации установлены единые требования к участникам закупки, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 статьи 31 (при наличии такого требования) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Установлено, что заказчиком 10.04.2018 по собственной инициативе в обжалуемой части были внесены изменения в конкурсную документацию. Действующая редакция извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации опубликованы заказчиком в единой информационной системе 10.04.2018.
Так, согласно пункту 6.2 раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации в исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ входят:
1. Копия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (с изменениями и дополнениями).
Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности:
а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
2. Копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям конкурсной документации и указанных в заявке участника открытого конкурса (Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"):
- паспорт транспортного средства или иной документ, подтверждающий право собственности участника закупки на транспортное средство, либо договор, подтверждающий право пользования участником закупки данным транспортным средством, с приложением копии документов о праве собственности на данное транспортное средство.
Жалоба подана заявителем в Ярославское УФАС России 18.04.2018 (то есть после внесения заказчиком изменений в конкурсную документацию).
Действующая редакция конкурсной документации не содержит требований о представлении участниками закупки в составе заявки свидетельства о праве собственности на транспортное средство, а следовательно, утверждение заявителя об обратном является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Шангиной Елены Анатольевны (ИНН 760800259105, ОГРНИП 304760816200047) на действия заказчика, муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" (ИНН 7608017233, ОГРН 1107608000653), при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городского округа города Переславля-Залесского Ярославской области (извещение N 0371300146318000010) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика, муниципальное казенное учреждение "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" (ИНН 7608017233, ОГРН 1107608000653), нарушившим пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, муниципальному казенному учреждению "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского" (ИНН 7608017233, ОГРН 1107608000653), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Гудкевич Е.В. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Миронова М.В. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 апреля 2018 г. N 96Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018