Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 апреля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ПИК" (далее также - ООО "ПИК", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя,
от заказчика, специализированного государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Лесная охрана" (далее также - СГБУ ЯО "Лесная охрана", заказчик), представителей по доверенности Азизовой А.В. и Кульнева П.В. (до перерыва), Плотникова В.В.,
от оператора электронной площадки, общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИК" на действия заказчика, специализированного государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Лесная охрана", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (извещение N 0371200018118000003) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
04.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ПИК" на действия заказчика, СГБУ ЯО "Лесная охрана", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (извещение N 0371200018118000003) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Доводы заявителя сводятся к следующему.
1. Заказчиком необоснованно закупаются услуги по техническому обслуживанию исключительно программного обеспечения "Лесной Дозор", поскольку, как полагает заявитель, у заказчика в настоящее время не имеется конкретного программного обеспечения. Данное обстоятельство, в свою очередь, ограничивает количество потенциальных участников закупки, которыми при названных условиях могут быть исключительно лица, которые имеют договорные отношения с разработчиком указанного в документации программного обеспечения.
2. Заявитель считает, что в данном случае при оказании услуг по техническому обслуживанию системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров обязательно требуется наличие у потенциального исполнителя лицензии на оказание телематических услуг связи, услуг по предоставлению каналов связи, услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, однако, такое требование в документации об электронном аукционе не установлено.
3. В техническом задании заказчиком установлено требование о том, что программное обеспечение имеет интерфейсы интеграции со сторонними системами в части обмена информацией, необходимой для мониторинга лесных пожаров, однако, не указаны технические характеристики таких систем.
4. В нарушение требований законодательства о контрактной системе в техническом задании заказчиком указаны ссылки на патенты, при этом детально последние не описаны, а также не установлены параметры эквивалентности.
5. Как полагает заявитель, документация об электронном аукционе не содержит ссылок на государственные стандарты, технические регламенты, а также не указаны причины, по которым заказчиком применяются характеристики, отличные от установленных такими документами.
6. 02.04.2018 заказчик внес изменения в документацию об электронном аукционе, при этом в нарушение требований закона срок подачи заявок на участие в аукционе продлен не был.
7. По мнению заявителя, заказчиком установлен необоснованно короткий срок (два дня с момента заключения контракта) предоставления победителем аукциона материалов, технической документации и подтверждения обладания лицензией на программное обеспечение "Лесной Дозор", что приводит к ограничению числа участников закупки.
8. Сроки устранения неисправностей, как полагает заявитель, установлены заказчиком противоречивым образом (см. пункты 4.1.6 и 4.2.2 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
9. В документации об электронном аукционе не установлен порядок использования высотных объектов, подключение и обслуживание которых необходимо по адресам, указанным в документации. Заявитель полагает, что данные объекты принадлежат операторам связи, а на заказчика не возложена обязанность обеспечения доступа на них.
Таким образом, ООО "ПИК" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, СГБУ ЯО "Лесная охрана", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 29.03.2018 (с изменениями от 02.04.2018) размещено извещение N 0371200018118000003 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 478 000,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из толкования приведенных положений закона следует, что заказчик при описании объекта закупки должен установить такие требования к закупаемым услугам, которые бы в полной мере удовлетворяли потребности заказчика с учетом эффективного использования бюджетных средств.
В данном случае электронный аукцион проводится в интересах заказчика, специализированного государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Лесная охрана".
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе целью данной закупки специализированного программного обеспечения является организация и обеспечение бесперебойного функционирования созданной многопозиционной оптической системы локации дыма (дистанционного мониторинга) земель лесного фонда расположенных на территории Ярославской области для обеспечения автоматизированного обнаружения лесных пожаров на ранней стадии, оперативного информирования о возникновении возгорания с указанием координат очага посредством организации системы с возможностью дистанционного доступа пользователей. Многопозиционная оптическая локации дыма (дистанционного мониторинга) земель лесного фонда расположенных на территории Ярославской области должна обеспечить оперативность и автоматизацию процессов мониторинга окружающей среды и пеленгации возгораний и незамедлительное информирование пользователей о выявленных возгораниях, и тем способствовать принятию эффективных решений на ранней стадии возникновения и развития пожаров, минимизировать связанные с этим потери и риски возникновения чрезвычайных ситуаций.
Заказчику требуется техническое обслуживание системы "Лесной Дозор", которая представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из оборудования видеонаблюдения (4 видеокамеры) размещенных на высотных сооружениях и специализированного программного обеспечения "Лесной Дозор", а также автоматизированного рабочего места диспетчера-оператора и каналов связи между компонентами.
Установленное и передаваемое оборудование системы принадлежит заказчику на праве собственности (подпункт 4.1.1 пункта 4 "Требования к системе видеонаблюдения и дистанционного мониторинга лесных пожаров" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, у последнего действительно в настоящее время имеется установленное оборудование системы "Лесной Дозор" (в соответствии с условиями контракта от 04.05.2017 N Ф.2017.132637 на выполнение работ по созданию многопозиционной оптической системы локации дыма на землях лесного фонда, расположенных на территории Ярославской области, и согласно акту приемки от 31.05.2017 в рамках исполнения данного контракта заказчику установлено лицензированное специализированное программное обеспечение "Лесной Дозор"), оказание услуг по обслуживанию которого в данном случае требуется заказчику.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В то же время заказчик не имеет возможности установить требования, которые бы удовлетворяли все потенциальных участников закупки.
Отсутствие ограничения участников закупки в данном случае косвенно подтверждается полученными заказчиком коммерческими предложениями от трех потенциальных исполнителей, готовых оказать данные услуги в соответствии с требованиями заказчика: поставщик N 1 (запрос от 12.03.2018 за исх. N 03-03/81А, ответ от 14.03.2018 за исх. N 15/03) - коммерческое предложение на сумму 468 400,00 руб.; поставщик N 2 (запрос от 12.03.2018 за исх. N 03-03/81А, ответ от 14.03.2018 за исх. N 25) - коммерческое предложение на сумму 478 000,00 руб.; поставщик N 3 (запрос от 12.03.2018 за исх. N 03-03/81А, ответ от 14.03.2018 за исх. N 31) - коммерческое предложение на сумму 487 600,00 руб.
Кроме того, представителями заказчика на заседании Комиссии представлена информация о том, что на участие в рассматриваемом аукционе было подано 2 заявки, что также косвенно подтверждает отсутствие каких-либо ограничений по участию в закупке.
Заявитель же не представил объективных доказательств невозможности принять участие в электронном аукционе. Кроме того, отсутствие возможности участия в закупке у одного хозяйствующего субъекта не свидетельствует об ограничении общего числа участников такой закупки.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика, указавшего при описании объекта закупки - техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров наименования такой системы (специализированное программное обеспечение "Лесной Дозор"), имеющейся у заказчика, нарушения требований действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком закупается оказание услуг по техническому обслуживанию системы "Лесной Дозор", которая представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из оборудования видеонаблюдения (4 видеокамеры) размещенных на высотных сооружениях и специализированного программного обеспечения "Лесной Дозор", а также автоматизированного рабочего места диспетчера-оператора и каналов связи между компонентами.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абзац 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен закрытый перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии (всего 52 пункта), в который не входит деятельность по техническому обслуживанию систем дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров и тому подобное.
Деятельность по оказанию услуг связи действительно, как на то указывает заявитель в своей жалобе, подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"); однако, оказание услуг связи не является объектом рассматриваемой закупки, а, следовательно, у заказчика в данном случае отсутствуют правовые основания по установлению в качестве единого требования к участникам аукциона обязательного наличия у таких участников действующей лицензии на оказание услуг связи с определенными видами работ; и, соответственно, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе целью данной закупки специализированного программного обеспечения является организация и обеспечение бесперебойного функционирования созданной многопозиционной оптической системы локации дыма (дистанционного мониторинга) земель лесного фонда расположенных на территории Ярославской области для обеспечения автоматизированного обнаружения лесных пожаров на ранней стадии, оперативного информирования о возникновении возгорания с указанием координат очага посредством организации системы с возможностью дистанционного доступа пользователей. Многопозиционная оптическая локации дыма (дистанционного мониторинга) земель лесного фонда расположенных на территории Ярославской области должна обеспечить оперативность и автоматизацию процессов мониторинга окружающей среды и пеленгации возгораний и незамедлительное информирование пользователей о выявленных возгораниях, и тем способствовать принятию эффективных решений на ранней стадии возникновения и развития пожаров, минимизировать связанные с этим потери и риски возникновения чрезвычайных ситуаций.
Заказчику требуется техническое обслуживание системы "Лесной Дозор", которая представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из оборудования видеонаблюдения (4 видеокамеры) размещенных на высотных сооружениях и специализированного программного обеспечения "Лесной Дозор", а также автоматизированного рабочего места диспетчера-оператора и каналов связи между компонентами.
Установленное и передаваемое оборудование системы принадлежит заказчику на праве собственности (подпункт 4.1.1 пункта 4 "Требования к системе видеонаблюдения и дистанционного мониторинга лесных пожаров" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
В пункте 2 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к программному обеспечению, в том числе наличие у последнего интерфейсов интеграции со сторонними системами в части обмена информацией (в том числе ГИС), необходимой для мониторинга лесных пожаров: "ИСДМ-Рослезхоз", "Ясень", "ВЕГА-PRO", "OpenStreetMap" и другие.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, имеющееся у заказчика программное обеспечение "Лесной Дозор" уже имеет интерфейсы интеграции с названными сторонними системами. В данном случае заказчику требуется, чтобы при оказании услуг по техническому обслуживанию поддерживались уже существующие характеристики программного обеспечения. Также представители заказчика отметили, что информация о вышеуказанных системах размещена в сети "Интернет" и является общедоступной; а также заказчик не ограничивает участников закупки в выборе сторонних систем, указывая в документации "и другие".
Кроме того, заявителем не доказана невозможность обеспечения совместимости данных систем без указания их технических характеристик, не указаны и наименования характеристик, необходимых участнику закупки для обеспечения такой совместимости, в связи с чем данный довод заявителя не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящей жалобы.
В отношении четвертого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Действующая редакция извещения и документации об электронном аукционе размещены заказчиком в единой информационной системе 02.04.2018.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является специализированное программное обеспечение. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Комиссия, изучив положения документации об электронном аукционе от 02.04.2018, установила, что действующая редакция документация не содержит ссылок на патенты, и, соответственно, утверждение заявителя об обратном является необоснованным.
В отношении пятого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Представители заказчика отметили, что в настоящее время технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, которыми были бы предусмотрены стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки в отношении технических, функциональных характеристик (потребительских свойств) технического обслуживания специализированного программного обеспечения "Лесной Дозор" отсутствуют, соответственно, у заказчика не возникло обязанности как использовать при описании объекта закупки стандартные показатели, так и обосновать необходимость установления в аукционной документации требующихся им иных показателей и характеристик объекта закупки.
Оснований не доверять пояснениям представителей заказчика у Комиссии не имеется. Кроме того заявителем в свою очередь не представлено доказательств обратного: в тексте жалобы, поданной в Ярославское УФАС России ООО "ПИК", отсутствуют ссылки на положения ГОСТа или иного технического регламента, которым должно соответствовать техническое обслуживание специализированного программного обеспечения "Лесной Дозор", иного документа, которым бы были установлены стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология и иные требования, предусмотренные законодательством о техническом регулировании относительно технических и качественных характеристик требуемых заказчику услуг, являющихся предметом проводимой закупки.
Таким образом, данный довод заявителя также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
В отношении шестого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 6 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней (часть 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе, размещенным заказчиком в единой информационной системе 29.03.2018, заказчиком были установлены следующие дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 06.04.2018 09:00.
Установлено, что 02.04.2018 заказчиком были внесены изменения в документацию об электронном аукционе.
Вместе с тем после внесения 02.04.2018 соответствующих изменений в извещение и документацию об электронном аукционе срок подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе заказчиком не изменен (не продлен) (должен был составлять - не ранее 10.04.2018), что является нарушением части 6 статьи 63, части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении седьмого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является специализированное программное обеспечение. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Заказчиком в пункте 3 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлены требования к качеству работ, к их техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам.
Так, в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе в целях контроля качества работ перед началом работ в течение двух дней после подписания контракта исполнитель предоставляет заказчику возможность осмотреть материалы и ознакомится с технической документацией, сертификатами, декларациями соответствия, подтверждением исполнителем обладания правами на специализированное программное обеспечение "Лесной Дозор".
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, данное требование установлено заказчиком исходя из его объективной потребности - обеспечить исполнение контракта надлежащим образом (организация и обеспечение бесперебойного функционирования созданной многопозиционной оптической системы локации дыма (дистанционного мониторинга) земель лесного фонда расположенных на территории Ярославской области для обеспечения автоматизированного обнаружения лесных пожаров на ранней стадии, оперативного информирования о возникновении возгорания с указанием координат очага посредством организации системы с возможностью дистанционного доступа пользователей) в установленные контрактом сроки (с момента заключения контракта и по 31.10.2018). Также из положений документации представляется возможным однозначно установить, какое именно оборудование подлежит в данном случае техническому обслуживанию (специализированное программное обеспечение "Лесной Дозор"). Кроме того, в случае отсутствия у победителя закупки подтверждения обладания правами на данное программное обеспечение, оформление соответствующих документов может быть начато с момента публикации в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, которым определен такой победитель (в соответствии с требованиями части 9 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт по итогам проведения электронного аукциона не может быть заключен ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона).
Кроме того, Комиссией при принятии решения также учитывались положения действующего гражданского законодательства относительно свободы договора. Так, согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В данном случае Комиссия не усматривает каких-либо нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика.
В отношении восьмого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является специализированное программное обеспечение. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Заказчиком в пункте 4 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлены требования к системе видеонаблюдения и дистанционного мониторинга лесных пожаров.
Так, подпунктом 4.1.6 пункта 4 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлено, что в случае любого сбоя в работе системы срок восстановления работоспособности оборудования, материалов, каналов связи, программного обеспечения (без учета согласуемого исполнителем с заказчиком времени на транспортировку) должен быть не более трех рабочих дней.
При выходе из строя оборудования и / или сетей, исполнитель обязуется в течение двух календарных дней, с момента как ему стало известно о неисправности, произвести диагностику поломки, определить ее причину, составить акт. В течение двух календарных дней после составления акта направить его заказчику. На время ремонта вышедшего из строя оборудования обеспечивается его замена на аналогичное с характеристиками, не ухудшающими показатели системы (подпункт 4.2.2 пункта 4 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
По мнению заявителя, в данном случае заказчиком установлены противоречивые сроки оказания услуг по устранению неисправностей в системе.
Вместе с тем, как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, указанные сроки установлены для совершения различных последовательных действий: (1) при выходе из строя оборудования и / или сетей, исполнитель обязуется в течение двух календарных дней, с момента как ему стало известно о неисправности, произвести диагностику поломки, определить ее причину, составить акт и в течение двух календарных дней после составления акта направить его заказчику (данные положения регламентируют сроки по оформлению факта возникновения какой-либо неисправности в системе); (2) в случае любого сбоя в работе системы срок восстановления работоспособности оборудования, материалов, каналов связи, программного обеспечения (без учета согласуемого исполнителем с заказчиком времени на транспортировку) должен быть не более трех рабочих дней (данные положения регламентируют срок совершения исполнителем действий, непосредственно направленных на устранение возникшей неисправности).
Таким образом, указанные в подпунктах 4.1.6 и 4.2.2 пункта 4 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе сроки определены заказчиком для совершения различных действий исполнителя (срок восстановления работоспособности оборудования, материалов, каналов связи, программного обеспечения - не более трех рабочих дней; срок оформления документов относительно факта возникновения неисправности в системе - не более четырех календарных дней суммарно), следовательно, указанные сроки не противоречат (не могу противоречить) друг другу, а, соответственно, довод заявителя об обратном является необоснованным.
В отношении девятого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчик закупает оказание услуг по техническому обслуживанию системы "Лесной Дозор", которая представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из оборудования видеонаблюдения (4 видеокамеры) размещенных на высотных сооружениях и специализированного программного обеспечения "Лесной Дозор", а также автоматизированного рабочего места диспетчера-оператора и каналов связи между компонентами.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, оборудование, расположенное на высотных объектах, находящихся по адресам, указанным в документации об электронном аукционе, является собственностью заказчика (о чем в подпункте 4.1.1 пункта 4 "Требования к системе видеонаблюдения и дистанционного мониторинга лесных пожаров" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе однозначно отмечено: установленное и передаваемое оборудование системы принадлежит заказчику на праве собственности), и, соответственно, заказчик (а равно и лица, обслуживающие данное оборудование в соответствии с контрактом, заключенным с заказчиком) имеет беспрепятственный доступ к названным объектам, однако, в любом случае порядок использования данных объектов, как собственником оборудования, находящегося на таких объектах, обеспечивается заказчиком.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (извещение N 0371200018118000003) Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено на заседании Комиссии, в адрес заказчика 30.03.2018 поступил запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, ответ на который был размещен заказчиком в единой информационной системе 02.04.2018.
Вместе с тем из анализа сведений, размещенных заказчиком в единой информационной системе в разделе "Разъяснения положений документации об электронном аукционе", следует, что заказчиком в данном разделе размещены два файла: "Пояснения.docx", содержащий ответ заказчика о том, что в документацию были внесены изменения, и "Документация обслуживание.docx", то есть документация об электронном аукционе в действующей редакции; указания на предмет запроса без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, названные файлы не содержат, что является нарушением части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров.
Иными словами заказчику требуется в рамках рассматриваемой закупки оказание услуг по техническому обслуживанию системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению установлены заказчиком в пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе, согласно которому первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что требования к содержанию и составу заявки на участие в данном аукционе установлены заказчиком в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: установлены требования, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (как при поставке товара), в то время как при закупке услуг следовало установить требования в соответствии с пунктом 2 либо 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в зависимости от существующей потребности заказчика).
3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Требования к обеспечению исполнения контракта указаны заказчиком в пункте 6 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе, в соответствии с которым срок обеспечения исполнения контракта установлен с момент заключения государственного контракта до 01.12.2018.
Из пункта же 3.1 раздела 3 "Обеспечение исполнения контракта" проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, следует, что срок действия такого обеспечения установлен в данном случае с даты заключения контракта до 01.01.2018.
Таким образом, требования к обеспечению исполнения контракта, представляемого в виде банковской гарантии (к сроку действия данной банковской гарантии) установлено заказчиком противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки ее условий образом, поскольку в данном случае потенциальным участникам закупки, имеющим намерение принять участие в аукционе в электронной форме, не предоставляется возможным однозначно, четко установить на какой именно период времени должна быть выдана банковская гарантия: до 01.01.2018 либо до 01.12.2018, что, соответственно, является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИК" (ИНН 6037007003, ОГРН 1156027001404) на действия заказчика, специализированного государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Лесная охрана" (ИНН 7604130358, ОГРН 1087604005741), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (извещение N 0371200018118000003) обоснованной в части нарушения заказчиком части 6 статьи 63, части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика, специализированное государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Лесная охрана" (ИНН 7604130358, ОГРН 1087604005741), нарушившим часть 6 статьи 63, часть 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку специализированного программного обеспечения (извещение N 0371200018118000003) признать заказчика, специализированное государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Лесная охрана" (ИНН 7604130358, ОГРН 1087604005741), нарушившим пункты 2, 8 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, специализированному государственном бюджетному учреждению Ярославской области "Лесная охрана" (ИНН 7604130358, ОГРН 1087604005741), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Гудкевич Е.В. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 апреля 2018 г. N 05/02-81Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018