Резолютивная часть решения объявлена 17.04.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.04.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>;в присутствии представителейГосударственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной центр медицины катастроф"(далее - заказчик) -<_>, <_>, <_>, <_>,в присутствии представителяМинистерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - <_>; в отсутствие представителейнадлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Авиакомпания "СКОЛ"(далее - заявитель); рассмотрев жалобу заявителя на положения документации на оказании авиационных услуг в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) с применением авиации гражданам Иркутской области, в том числе проживающим в труднодоступных районах Иркутской области, извещение N 0134200000118000966(далее - электронный аукцион), и в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя, установленные заказчиком в аукционной документации требования об обязательном наличии медицинского модуля и производстве вертолета не ранее 01.01.2014 г. влекут за собой ограничение количество участников закупки.
Кроме этого, заявитель указывает на то, что в документации об электронном аукционе установлено требование к базированию воздушного судна в аэропорту г. Нижнеудинск, однако, ООО "Аэропорт "Нижнеудинск" функционирует как посадочная полоса, в связи с чем, невозможно базировать воздушное судно в указанном месте.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что они считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом30марта 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000118000966, а также документация об электронном аукционе на положения документации об электронном аукционе на оказании авиационных услуг в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) с применением авиации гражданам Иркутской области, в том числе проживающим в труднодоступных районах Иркутской области(далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 87 811 240 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционесрок оказания услуг: "С момента заключения Контракта по 31 августа 2018 года, по заявке Заказчика".
Пункт 7 части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе устанавливает, что "Исполнитель обеспечивает дежурство воздушного судна, произведенного не ранее 01.01.2014, с медицинским модулем вертолетным: в аэропорту г. Иркутск ежедневно с 7.00 до 22.00; в аэропорту г. Киренск ежедневно с 9.00 до 18.00".
Согласно пункту 8 части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе: "Исполнитель должен иметь в наличии не менее трех воздушных судов для обеспечения возможности не менее трех вылетов по разным маршрутам одномоментно, в том числе не менее двух воздушных судов, произведенных на территории Российской Федерации не ранее 01.01.2014, оборудованных медицинским модулем вертолетным".
В силу пункта 3 приложения N 5 Постановления Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 (ред. от 01.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"для оказания авиационной услуги воздушное судно должно отвечать следующим требованиям:
а) при эксплуатации до 30 июня 2018 г. включительно воздушные суда должны быть оборудованы медицинским модулем и (или) медицинским оборудованием, позволяющими осуществлять оказание скорой специализированной медицинской помощи авиамедицинской бригадой;
б) используемые с 1 июля 2018 г. воздушные суда должны быть оборудованы медицинским модулем и произведены на территории Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 N 457-пп (ред. от 27.02.2018) "Об утверждении государственной программы Иркутской области "Развитие здравоохранения" на 2014 - 2020 годы", приложению 2 (1) к государственной программе Иркутской области "Развитие здравоохранения" на 2014-2020 годы для обеспечения своевременности оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) и эвакуации пациентов, проживающих в труднодоступных районах Иркутской области, Правительство РФ выделяет дополнительные субсидии субъектам Российской Федерации для приобретения летных часов у авиакомпаний, имеющих современное (не ранее 1 января 2014 года выпуска) воздушное судно.
В ходе рассмотрения, представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что в рамках проводимого электронного аукциона источником финансирования являются средства бюджетных учреждений, которые включают в себя несколько источников финансирования (средства областного бюджета, средства федерального бюджета (в т.ч в рамках программы "Развитие здравоохранения"), а также внебюджетных источников финансирования).
Третье воздушное судно не входит в программу и не подпадает под требования к воздушным судам при предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
В пункте 8 части II(Информационная карта) документации об электронном аукционе установлено следующее: "Места базирования воздушных судов: аэропорт г. Иркутск, аэропорт г. Киренск, аэропорт г. Нижнеудинск".
В свою очередь, заявителем в приложении к жалобе представлено письмо ООО "Аэропорт "Нижнеудинск" из которого следует, что с 30 декабря 2017 г. деятельность аэропорта г. Нижнеудинска переведена в статус посадочной площадки. Ранее выданные сертификаты аэропорта и на осуществлении аэропортовой деятельности аннулированы ВС МТУ Росавиации, аэропорт города Нижнеудинск исключен из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.
Определенного понятия "аэропорт базирования" законом не предусмотрено, однако, приложение номер 2 Приказа Минтранса России от 13.08.2015 N 246 (ред. от 27.10.2017) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39163) устанавливает образец заявки на получение сертификата эксплуатанта, согласно которому в заявке необходимо указывать аэропорт (аэропорты) базирования заявляемый в качестве постоянного места базирования воздушных судов заявителя (эксплуатанта).
В связи с чем, можно сделать вывод, что под местом базирования подразумевается именно аэропорт.
Таким образом, учитывая отсутствие в г. Нижнеудинске аэропорта, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу, что заказчиком установлено некорректное требование к месту базирования воздушного судна в аэропорту г. Нижнеудинска.
Кроме этого, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно представленной заказчиком картограммы, в Иркутской области определены четыре зоны исходя из места нахождения отделений экстренной консультативной скорой медицинской помощиГБУЗ "Иркутский областной центр медицины катастроф": Иркутское ОЭКСМП, Нижнеудинское ОЭКСМП, Братское ОЭКСМП, Киренское ОЭКСМП.
Установлено, что закупка на оказание услуг по выполнению санитарных полетов для оказания санитарно-авиационной эвакуации с использованием вертолета в зоне обслуживания Братского ОЭКСМП на сумму 2 712 654 рублей 80 копеек проведена отдельно. Победителем указанного аукциона признано ПАО "АэроБратск" подавшего единственную заявку на участие в электронном аукционе.
Предоставление авиационных услуг взонах Иркутского ОЭКСМП, Нижнеудинского ОЭКСМП, Киренского ОЭКСМП проводятся в рамках одного электронного аукциона, что по мнению Комиссии Иркутского УФАС ограничиваетколичество участников электронного аукциона, в том числе ООО "Авиакомпания "СКОЛ".
23.03.2018 года Иркутским УФАС рассмотрено обращение ГБУЗ "Иркутский областной центр медицины катастроф" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)Общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ".
В ходе данного рассмотрения Комиссией Иркутского УФАС установлено, что по итогам электронного аукциона на право заключения контракта на предоставление авиационных (вертолет) услуг для обеспечения скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Иркутской области 18 января 2018 года между заказчиком и обществом заключен контракт N 682-ЭА/18.
В связи с тем, что ряд заявок обществом исполнены не были, 1 заявка исполнена с нарушением условий контракта,16 февраля 2018 года заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В свою очередь, в ходе комиссионного рассмотрения обращения установлено, что неисполнение вышеназванных заявок заказчика вызвано отсутствием возможности дозаправки воздушного судна общества в аэропортах города Нижнеудинска и города Киренска, что подтверждается представленными на заседании Комиссии запросами в указанные аэропорты обществом и полученными обществом ответами о невозможности заправки воздушных судов.
Кроме этого, заявителем к жалобе приложено письмо ООО "Аэропорт "Киренск" из которого следует, что вышеуказанный аэропорт отказывается заключать договор с ООО "Авиакомпания "Скол" на комплексное обслуживание в аэропорту г. Киренска.
По имеющейся у Иркутского УФАС информации, ООО "Аэропорт "Киренск" и ООО "Аэропорт "Нижнеудинск" входят в состав одной группы лиц.
Комиссия Иркутского УФАС приходит к мнению, что вышеуказанные действия ООО "Аэропорт "Киренск" и ООО "Аэропорт "Нижнеудинск" свидетельствуют о создании искусственных препятствий в отношении заявителя, тем самым создавая благоприятные условия для авиакомпаний, являющихся конкурентамиООО "Авиакомпания "Скол".
Таким образом, по мнению Комиссии Иркутского УФАС, включение в один электронный аукцион оказанияавиационных услуг сразу в трех зонах, с установлением требования о месте базирования воздушных судов в аэропортах г. Иркутска, г. Киренска, г. Нижнеудинска, учитывая, что последние два входят в состав одной группы лиц и оказывают противодействие авиакомпании-заявителю, является ограничением количества участников электронного аукциона и нацелено на заключение контракта с определенной авиакомпанией, тем самым нарушаяпункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авиакомпания "СКОЛ"частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившимпункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
3.Выдать заказчику, уполномоченному органупредписание об устранении нарушений требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем аннулирования электронного аукциона;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
6. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> |
|
<_> |
ПРЕДПИСАНИЕ
Резолютивная часть объявлена 17.04.2018 года.
В полном объеме изготовлено 20.04.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>; в присутствии представителейГосударственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной центр медицины катастроф" (далее - заказчик) - <_>, <_>, <_>, <_>,в присутствии представителяМинистерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - <_>; в отсутствие представителейнадлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Авиакомпания "СКОЛ" (далее - заявитель);на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 446/18 от 17 апреля 2018 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона на оказании авиационных услуг в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи) с применением авиации гражданам Иркутской области, в том числе проживающим в труднодоступных районах Иркутской области, извещение N 0134200000118000966.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. В срок до 21 мая 2018 года заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 апреля 2018 г. N 446/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018