Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Руденко Л.Э., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителя заявителя <..>, представителей заказчика <..>, рассмотрев жалобу заявителя - САО "ВСК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Костромской области", как владельца транспортных средств (извещение N 0841100000218000016), и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 12.04.2018 г. на официальном сайте государственных и муниципальных закупок в сети "Интернет" http://www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Костромской области", как владельца транспортных средств (извещение N 0841100000218000016) (далее - Конкурсная документация).
13.04.20180 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки - САО "ВСК" поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия конкурсной комиссии, которая, по его мнению, нарушила положения законодательства о контрактной системе при рассмотрении заявок и подведении итогов вышеназванного открытого конкурса.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
"1. Неправомерное установление критерия оценки заявок.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении не стоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание не стоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Исходя из пункта 21 Правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 20 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ X 100 X (Кmin / Кi), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1; к Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
На основании пункта 22 Правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое минимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmin > Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ X 100 X (Кmin / Кi);
б) в случае если, - по формуле:
НЦБi = КЗ X 100 X (Кпред / Кi); при этом НЦБmin = КЗ х 100, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, К3=1;
Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
НЦБmin - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам закупки, предложение которых меньще предельно необходимого минимального значения, установленного заказчиком.
Согласно пункту 23 Правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБ1), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ X 100 X (Кi / Кmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, cделанных участниками закупки.
Согласно пункту 24 Правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБ1), определяется:
а) в случае если Ктах < Кпред, - по формуле:
НЦБ1 = КЗ X 100 X (К1 / Ктах);
б) в случае если , - по формуле:
НЦБ1 = КЗ X 100 X (К1 / Кпред);
при этом НЦБтах = КЗ х 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, К3=1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmах - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
4 Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
НЦБmах - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
В соответствии с пунктом 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей,
технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Пунктом 3.3 Приложения 3 к конкурсной документации "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (стр.42), предусмотрено, что оценка осуществляется по показателям, которые рассматриваются в следующем порядке:
- Показатели оценки - деловая репутация участника конкурса.
- Показатель оценки - наличие у участника конкурса (Страховщика) финансовых ресурсов, доля страховых резервов в пассиве, в %.
Показатель оценки - Деловая репутация участника конкурса.
Оценивается значение рейтинга надежности страховой компании, присвоенного участнику конкурса (Страховщику) одним из аккредитованных Российских рейтинговых агентств по состоянию на дату публикации открытого конкурса.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя.
Наличие рейтингов надежности страховой компании, присвоенных участникам конкурса аккредитованными российскими рейтинговыми агентствами (далее -рейтинги), ранжируется от наименьшего рейтинга к наибольшему.
Количество баллов, присуждаемых по показателю НЦБli, определяется по формуле:
НЦБli = КЗх100х(Ki/Кmах);
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя, равный 0,6;
Ki - значение, полученное участником конкурса, заявка которого оценивается, в соответствии с ранжированием рейтинга, указанного участником конкурса в заявке на участие в конкурсе;
Кmах - максимальное значение, соответствующее заявке участника конкурса, в которой указан наибольший по значимости рейтинг.
Установление данного критерия оценки, а именно наличия рейтинга надежности ^ страховой компании, присвоенного аккредитованными российскими рейтинговыми агентствами, не позволяет выбрать наиболее квалифицированную страховую компанию, поскольку рейтинговые агентства дают оценку страховым компаниям на возмездной основе, поэтому в целях экономии некоторые страховые компании могут отказаться от присвоения им рейтинга, что ставит под сомнение объективность таких рейтингов.
Кроме того, исходя из положений конкурсной документации не понятно, какой рейтинг будет считаться наименьшим, с присвоением значения 1.
С учетом методики оценки установленной заказчиком, невозможно однозначно сделать вывод каким образом будут оцениваться участники по данному критерию.
Показатель оценки - наличие у участника конкурса (Страховщика) финансовых ресурсов, доля страховых резервов в пассиве, в %.
По указанному показателю оценивается доля страховых резервов в пассиве, определяемая в соответствии с Формой N 1 - страховщик "Бухгалтерский баланс страховщика" на 31 декабря 2017 г. (за предыдущий календарный год) в соответствии с формулой:
(стh. 2220 + стр. 2210)/стр. 2000 х 100
Указанием Центрального Банка РФ N 4584-У от 25 октября 2017 г. 584-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиком, а также формах, сроках и порядке предоставления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков" установлен порядок предоставления Бухгалтерской отчетности страховой организации по форме 0420125 "Бухгалтерский баланс страховой организации".
Данная форма не содержит положений "стр.2220 и стр.2210, а также стр.2000"
Вышеуказанные коды строк, содержались в форме бухгалтерской отчетности страховщика, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ N 109н от 27 июля 2012 г. "О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков", который утратил силу с 01.01.2017 г.
Установление в конкурсной документации такого показателя оценки, как наличие у участника конкурса (Страховщика) финансовых ресурсов, доли страховых резервов в пассиве, определяемое в соответствии с указанной Заказчиком формулой противоречит действующему законодательству.
Получается, что ни один участник страхового рынка не может быть оценен по данному показателю, из чего следует что. Заказчиком установлены требования к участнику закупки, в Р нарушение Закона о закупках.
При этом, порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работ, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" между показателями "Деловая репутация участника конкурса", "наличие у участника конкурса (Страховщика) финансовых ресурсов, доля страховых резервов в пассиве".
Кроме того, установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки, а также, в связи с отсутствием инструкции по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки Конкурсной комиссией.
Таким образом, Заказчиком нарушены пункты 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Заказчиком нарушены ч. 4 ст. 49 и ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с разъяснениями N1 положений конкурсной документации, опубликованное 02.04.2018 г. Заказчиком принято решение о внесении изменений в информационную карту и конкурсную документацию.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен (ч. 4. ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок ф подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
На 12.04.2018 г. Заказчиком не опубликованы изменения в извещение о проведении открытого конкурса, а так же документацию об открытом конкурсе.
Таким образом, в нарушении ч. 4 ст. 49 и ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе. Заказчиком, после принятия решения о внесении изменений от 02.04.2018, не опубликованы данные соответствующие изменения в извещение о проведении открытого конкурса и документацию об открытом конкурсе.
3. Описание объекта закупки в конкурсной документации, установлены в нарушении ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, ^ трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка ' которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и 8-ми коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно ч.1 ст.9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 названной статьи коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;
б) наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предществующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Государственным заказчиком устанавливается порядок формирования цены контракта в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.
Цена контракта формируется участником на основе прилагаемого заказчиком расчета начальной (максимальной) цены.
В документации Заказчика, опубликованной от 27.03.2018 г., ряд показателей (категория транспортных средств, мощность, количество пассажирских мест, разрешённая максимальная масса) отсутствовали.
Данные показатели необходимы для расчета предложения участникам, в соответствии с Указание ЦБ N 3384-У.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
На основании информации указанной в конкурсной документации единственный, правильный расчет сделать не представляется возможным.
Таким образом, описание объекта закупки Заказчиком сформировано в нарушении положений ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Между тем Заказчиком опубликованы разъяснения N 2 положений конкурсной документации, и уточнены данные по транспортным средствам, в частности, по позициям 63 и 64 изменена категория ТС с "Д" на "В", по позиции 176 и 267 уточнены категории ТС и мощность, по позициям 97,283,288 уточнено количество пассажирских мест, по позициям 51 и 127 уточнена мощность.
Данные показатели существенно влияют на расчет страховой премии по каждому транспортному средству, следовательно, и в целом на ценовое предложение участника закупки.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть (ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе).
В данном случае, разъяснения N 2 положений конкурсной документации противоречат или ранее не указаны в опубликованном Приложении N4 к конкурсной документации (фактически техническом задании) и по сути своей изменяют ее, что противоречит ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик вводит в заблуждение участников закупки в части описания объекта закупки, что приведет к необоснованному ограничению конкуренции, возможным отклонениям участников, соответствующих требованиям, установленным в Конкурсной документации, без учета данных о разъяснениях N 2 положений конкурсной документации.".
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель заказчика комиссии с доводами жалобы не согласился. До заседания Комиссии им представлены письменные возражения на доводы жалобы следующего содержания:
"1. Неправомерное установление критерия оценки заявок.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) Заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть;
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими
ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или
арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, Заказчиком правомерно установлен критерий оценки заявок.
2. Нарушение ч.4 ст. 49 и ч.б ст.50 Закона о контрактной службы.
В связи с подготовкой изменений в конкурсную документацию
Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса. Изменения будут опубликованы в единой информационной
системе в срок до 27 апреля 2018 года.
3. Описание объекта закупки в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно приложения N4 конкурсной документации установлено, что объектом закупки является обязательное страхование гражданской ответственности транспортных средств Заказчика, подлежащие страхованию, указаны в приложении N 1 к конкурсной документации.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно п. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных указанием Банка России от 19.09.2014 N3384-У.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО.
В соответствии со пп. б ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предществующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
В силу ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.".
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, возражения на доводы жалобы, выслушав представителя Заказчика и уполномоченного учреждения, изучив имеющиеся в деле документы и материалы, соответствующие нормативные правовые акты, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. В Приложении N 3 к конкурсной документации представлены критерии оценки заявок на участие в вышеназванном конкурсе. Оценка нестоимостных показателей ведется в зависимости от значения рейтинга надежности на основании показателей аккредитованных рейтинговых агентств РФ по состоянию на дату публикации извещения. Но такой способ не обладает своей объективностью. Положения документации открытого конкурса конкретно не указывают способ определения деловой репутации отдельных участников рынка страховых услуг.
Представителями заказчика, также не было пояснено влияние рейтинга надежности, установленного рейтинговым агентством "Экспер РА", при оценке заявок на участие в конкурсе.
Применение в положениях документации недействующих нормативных актов при оценке показателя финансовых ресурсов, применительно к участникам страхового рынка, приводит к невозможности объективно определить лучшее предложение.
Довод о нарушении срока внесения изменений в документацию об открытом конкурсе не был подтвержден в ходе заседания комиссии Костромского УФАС России. Представители заказчика указали, что при принятии решения о внесении изменений, такие изменения будут размещены в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 33 закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг, установленным требованиям заказчика.
В свою очередь, из положений конкурсной документации ряд показателей (категория транспортных средств, мощность, количество пассажирских мест, разрешенная максимальная масса) отсутствовали. Что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 50 закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО "ВСК" обоснованной частично;
2. Признать за заказчиком нарушение пунктов 1 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе;
3. Выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию с учетом выявленных нарушений с предоставлением нового срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не менее чем на 10 рабочих дней.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Члены Комиссии А.И. Суясов
Л.Э. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 20 апреля 2018 г. N 05-08-47/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018