Резолютивная часть решения оглашена 04.05.2018
В полном объеме решение изготовлено 10.05.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Шмидт И.К., в присутствии:
- представителя Администрация Юрюзанского городского поселения Замятина С.А., действующего на основании Распоряжения N 64-к от 19.09.2014,
- члена аукционной комиссии Чернецова А.А., личность удостоверена на основании паспорта;
- члена аукционной комиссии Хомицкой Н.А., личность удостоверена на основании паспорта;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.04.2018 поступила жалоба ИП Шмидт И.К. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт котла ПТВМ 30 М городской котельной г. Юрюзань, Челябинской области (извещения N 0169300004718000003) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 10.04.2018 Администрация Юрюзанского городского поселения объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 323 951,42 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.04.2018 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ИП Шмидт И.К. контракт не заключен.
В жалобе ИП Шмидт И.К. указано, что в документации о закупке по ряду позиций материалов: бетон, проволока и маты указаны показатели материалов, а также единица измерения плотности бетона, противоречащие требованиям государственных стандартов.
Представители заказчика представили письменные пояснения и на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, указав, что требования к материалам установлены с учетом государственных стандартов с учетом проектной документации на объект капитального строительства.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, при закупке работ с использованием материалов заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, соответствующих потребности заказчика в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе в целях надлежащего оформления заявок участниками закупок в части указания конкретных показателей материалов, используемых в ходе выполнения работ.
В Приложении N 1 к техническому заданию указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, в том числе:
- бетон: предельно допустимая температура применения бетона должна быть от 800 С до 1100 С.; класс бетона по предельно допустимой температуре применения - И3, И6-И18; остаточная прочность бетона должна быть- не менее 70 %; температура, соответствующая проценту 40 % деформации под нагрузкой - не более 1150 С;
- проволока: масса проволоки в мотке или на катушке от 1 до 40 кг; номинальный диаметр проволоки должен быть 1,6 мм;
- маты: вид обкладки - стеклоткань; предельная температура применения матов не менее 300С; обозначение обкладки - МС, БТ, КТ, СТ, ССТ, СБ, ХНС, Ф; удельная эффективная активность естественных радионуклидов в матах - не более 4000 Бк/кг.
С учетом изложенного, указание показателей данных материалов как виде диапазонных, так и неизменных значений, свидетельствует о соответствии их потребности заказчика.
Вместе с тем, анализ ГОСТа 20910-90 "Бетоны жаростойкие. Технические условия" (далее - ГОСТ 20910-90), ГОСТа 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия" (далее - ГОСТ 3282-74), ГОСТа 21880-2011 Маты из минеральной ваты прошивные теплоизоляционные. Технические условия (далее - ГОСТ 21880-2011), показал, что заказчиком фактически указан ряд характеристик (основных и производных) бетона, проволоки и матов, которые в совокупности и взаимосвязи не соответствуют как государственным стандартам, так и потребности заказчика.
Так, согласно пункту 1.4.4 ГОСТа 20910-90 для бетонов устанавливают классы по предельно допустимой температуре применения. Так, температурному режиму от 800 до 1100 С, указанному в документации о закупке, соответствуют классы бетонов от И8 до И11. Однако в техническом задании указаны классы бетона И3, И6, И7, И12-И18, которым не соответствует температурный режим, установленный заказчиком.
Пунктом 1.4.5 ГОСТа 20910-90 также установлены классы бетонов по значениям остаточной прочности и температуры деформации под нагрузкой.
Так, из анализа данного положения государственного стандарта следует, что для остаточной прочности бетона не менее 70 % и температуры, соответствующей проценту 40 % деформации под нагрузкой не более 1150 С соответствуют классы бетонов И3, И6, И8, И10, И11, что также не соответствует техническому заданию, в котором указано на возможность предложения классов бетона И3, И6, И7, И12-И18.
С учетом изложенного, из совокупности характеристик, указанных в документации о закупке, следует, что фактически требованиям заказчика соответствуют классы бетонов И8, И10, И11, тогда как в техническом задании указаны все возможные классы бетонов, которые не соответствуют потребности заказчика, что в итоге не позволяет сделать вывод о соответствии характеристик материалов требованиям заказчика.
Аналогичные нарушения допущены при описании массы проволоки в мотке или на катушке, которая должна быть от 1 до 40 кг, тогда как согласно пункту 2.9 ГОСТа 3282-74 диаметру проволоки 1,6 мм соответствует масса не менее 8 кг.
При указании заказчиком характеристик вида обкладки мата - стеклоткань, заказчиком установлена предельная температура применения матов не менее 300С, тогда как по пункту 4.1.2 ГОСТа 21880-2011 установлена температура применения 700 С. Кроме того, заказчиком указано на возможность выбора обозначения обкладки МС, БТ, КТ, СТ, ССТ, СБ, ХНС, Ф, тогда как стеклоткани соответствует только обозначение - СТ.
Кроме того, в техническом задании указано на удельную эффективную активность естественных радионуклидов в матах - не более 4000 Бк/кг, тогда как в пункте 4.2.3 ГОСТа 21880-2011 и в Приложении А ГОСТа 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" указано, что для всех видов строительства (за исключением дорожного строительства и необходимости согласования применения материалов с Госкомсанэпиднадзор) данная характеристика составляет не более 370 Бк/кг., то есть предельная удельная эффективность, установленная в техническом задании, не соответствует предмету закупки, которым является капитальный ремонт городского котла.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе в нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены противоречивые требования к ряду характеристик материалов, не соответствующих государственным стандартам, что не позволяет сделать вывод о потребности заказчика и свидетельствует о необъективности описания предмета закупки, то есть мнимой, а не фактической потребности заказчика.
При этом, антимонопольный орган не соглашается с доводами заявителя, согласно которым в техническом задании неправомерно указана величина средней плотности бетона в "кгс/см2", так как согласно Приложению N 1 к ГОСТу 20910-90 средняя плотность бетона указана в единицах измерения "кгс/см2", что свидетельствует о соблюдении заказчиком требований данного государственного стандарта.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в извещении и пункте 29 информационной карты документации о закупке установлено требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования помимо членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что не соответствует предмету закупки, которым является капитальный ремонт объекта капитального строительства. Указанные действия заказчика противоречат части 3 статьи 64, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В пункте 6 Постановления N 1042 предусмотрены штрафные санкции за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств).
При этом, в пунктах 3.4.1-3.4.12 и других положениях проекта контракта содержатся обязательства подрядчика, не имеющие стоимостного выражения.
В нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042 в проекте контракта не установлены штрафные санкции на подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств, а также в случае заключения контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ИП Шмидт И.К. на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 5,6 Постановления N 1042.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 мая 2018 г. N 263-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018