Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБУЗ "Центральная городская больница" МО г. Горячий Ключ при проведении уполномоченным органом - МКУ МО город Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" электронного аукциона: "Строительство здания амбулатории врача общей практики по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Энгельса, примыкает к земельному участку по ул. Энгельса, 2" (извещение N 0318300457618000027) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования к товарам, не соответствующие ГОСТ. Кроме того, заказчиком допущены разночтения в аукционной документации, которые вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют подать заявку на участие в электронном аукционе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ МО город Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" проводился электронный аукцион: "Строительство здания амбулатории врача общей практики по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Энгельса, примыкает к земельному участку по ул. Энгельса, 2" (извещение N 0318300457618000027).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 324 210,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В разделе "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования:
- п. 25 "Воздуховоды": Воздуховоды из оцинкованной стали с шиной и уголками толщиной 0,55 мм, периметром 600 мм (150х150мм)", Форма прямоугольная. Размер сторон сечения 150х150 мм.
Заказчиком установлены противоречивые требования, которые не позволяют корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены заказчиком в п.27, п.30, п.33, п.35
- п.55 "Доски необрезные": Номинальная толщина 32-40 мм. Номинальная ширина 100-275 мм.
Согласно п. 13 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" необрезной пиломатериал (заготовка) это пиломатериал (заготовка) с неопиленными или частично опиленными кромками, с обзолом более допустимого в обрезном пиломатериале.
Согласно п. 2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Номинальные размеры толщины и ширины, мм
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
- |
В соответствии с п. 3 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин:
|
от 16 до 50 мм |
не менее 50 мм; |
|
|
|
от 60 до 100 мм |
не менее 60 мм; |
|
|
|
от 125 до 300 мм |
не менее 0,6 толщины. |
|
Таким образом, установленные характеристики товара по п.55 "Доски необрезные" не соответствуют требованиям государственного стандарта.
Аналогичные требования, не соответствующие ГОСТ, установлены заказчиком в п.56, п.57, п.58 раздела "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" аукционной документации.
- по п.63 "Гвозди отделочные круглые": Диаметр стержня d 1,6 мм. Длина гвоздя l25 мм.
В ГОСТ 4032-63 "Гвозди отделочные круглые. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2)", соответствие которому требует заказчик, установлено:
Таким образом, требования заказчика противоречат ГОСТ 4032-63 Гвозди отделочные круглые. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2)".
- по п.71 "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметром 12 мм": Площадь поперечного сечения стержня 1,313 см 2. ГОСТ 5781-82
В ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)", установлено:
Таким образом, требования заказчика противоречат ГОСТу и вводят участников закупки в заблуждение.
Аналогичные требования к товарам, не соответствующие ГОСТ, установлены заказчиком по п.72, п.76 раздела "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" аукционной документации.
- по п.93 "Камни бортовые БР 100.30.15": Камни бортовые должны быть предназначены для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей. ГОСТ 6665-91.
В соответствии с п.1.2.2. ГОСТ 6665-91 марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл.1
Таблица 1
|
|
|
|
|
Марки |
Форма |
Класс бетона по прочности на сжатие
|
Справочная масса, т |
Назначение камней |
БР100.30.15 |
|
В30 |
0,10 |
Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов |
БР300.30.15 |
|
|
0,32 |
|
БР600.30.15-A-IV |
|
|
0,64 |
|
БР100.30.18 |
|
|
0,12 |
Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок - остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей |
БР300.30.18 |
|
|
0,38 |
|
БР600.30.18-A-IV |
|
|
0,77 |
|
Заказчиком установлено требование к назначению камней соответствующее марке БР100.30.18, а не марке БР100.30.15, установленной заказчиком.
Таким образом, Заказчик требует назначение камней, не соответствующее ГОСТ, что вводит участников в заблуждение и не позволяет указать характеристики в соответствии с ГОСТ.
Кроме того, заказчиком, уполномоченным органом в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона допущены разночтения.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе обусловлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В части указания идентификационного кода закупки допущены разночтения (далее ИКЗ): в извещении о проведении электронного аукциона указан ИКЗ: 183230501671423050100100220224120000, при этом, в аукционной документации указан иной ИКЗ 183230501671423050100100220004120000.
В соответствии с пояснениями заказчика, уполномоченного органа при указании ИКЗ была допущена техническая ошибка.
Также допущены разночтения в части сроков окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно п.6) ст.42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В извещении о проведении электронного аукциона установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе: 21.04.2018 г. в 07.00 часов.
При этом, в информационной карте аукционной документации установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе: 20.04.2018 г. в 07.00 часов.
Кроме того, в Информационной карте допущена техническая ошибка при указании размера обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, которая вводит участников закупки в заблуждение:
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУЗ "Центральная городская больница" МО г. Горячий Ключ, уполномоченному органу - МКУ МО город Горячий Ключ "Муниципальный центр закупок" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 апреля 2018 г. N ЭА-667/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018