Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
| ||
- Фурды А.А.
- Плакуновой И.Е. |
-
- |
представителя ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород (доверенность от 11.12.2017 N 3/20120), представителя ООО фирмы "Магистраль" (доверенность от 16.04.2018 N48), |
- Лебедева Е.С. |
- |
представителя ООО фирмы "Магистраль" (доверенность от 16.04.2018 N49), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью фирмы "Магистраль" (далее - ООО фирма "Магистраль", заявитель) о нарушении единой комиссией Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО фирмы "Магистраль" на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Р-158 Нижний Новгород Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов на участке км 40+000 - км 69+000, Нижегородская область (I этап км 40+000 -км 52+000) Ремонт моста через реку Медон на км 45+100 автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, Нижегородская область Ремонт моста через реку Печесть на км 61+500 автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, Нижегородская область, номер извещения 0348100006018000036.
По мнению ООО фирмы "Магистраль", единая комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО фирмы "Магистраль", присутствовавшие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России позицию и требования, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, факт нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не признал, считает жалобу ООО фирмы "Магистраль" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 28.02.2018 в Единой информационной системе и на электронной площадке www.etp-ets.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Р-158 Нижний Новгород Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов на участке км 40+000 - км 69+000, Нижегородская область (I этап км 40+000 -км 52+000) Ремонт моста через реку Медон на км 45+100 автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, Нижегородская область Ремонт моста через реку Печесть на км 61+500 автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, Нижегородская область, номер извещения 0348100006018000036, и документация об электронном аукционе.
13.03.2018 в Единой информационной системе и на электронной площадке www.etp-ets.ru размещены изменения в извещение о проведении названного электронного аукциона.
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства".
Предметом данной закупки является ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Р-158 Нижний Новгород Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов на участке км 40+000 - км 69+000, Нижегородская область (I этап км 40+000 -км 52+000) Ремонт моста через реку Медон на км 45+100 автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, Нижегородская область Ремонт моста через реку Печесть на км 61+500 автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, Нижегородская область.
Начальная (максимальная) цена контракта - 233 249 870,00 рублей.
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
2) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация, среди прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названого Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 статьи 64, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в извещении, разделе 2 документации. Требования к показателям товаров, используемых при исполнении Контракта, установлены в отдельных приложениях к документации об электронном аукционе, являющихся неотъемлемой частью документации.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по ряду требований к товарам, используемым при выполнении работ, заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний, так, например по позициям:
Наименование товара |
Минимальные и (или) максимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, установленные Заказчиком |
|
Щебень из природного камня для строительных работ фракции 10-15 мм |
|
|
Щебень из природного камня для строительных работ фракции 15-20 мм |
Щебень из природного камня для строительных работ, фракция 15-20 мм, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" и требованиям письма ФДА от 23.05.2005 г. NОБ-28/1266-ис. Вид породы - магматическая Марка по дробимости должна быть не менее 1200. Марка по истираемости должна быть И1. Марка по морозостойкости должна быть не менее F50. |
Описание объекта закупки подобным образом свидетельствует о том, что заказчик использует нестандартные показатели, (согласно ГОСТ 8267-93 по позиции "фракции": от 5 (3) до 10 мм; свыше 10 до 15 мм; свыше 10 до 20 мм; свыше 15 до 20 мм).
Таким образом, на момент подачи заявки участник не может достоверно указать конкретные характеристики по названной позиции.
При этом в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования таких показателей, доказательств в необходимости установления таких требований заказчиком не представлено и при рассмотрении жалобы.
Следовательно, заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) 03.04.2018 единой комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.04.2018 N0348100006018000036-1-1.
В соответствии с названным протоколом до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (29.03.2018 09:00) поступило 4 заявки на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены соответствующие номера.
Согласно протоколу от 03.04.2018 N0348100006018000036-1-1 участникам закупки, подавшим заявки под порядковыми номерами 1, 2 (ООО фирма "Магистраль"), 3, отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
-непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
-несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Участнику, подавшему заявку под номером 2 (ООО фирма "Магистраль") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпункта 2 пункта 3.5 аукционной документации (несоответствие информации), а именно: условиями документации об аукционе в электронной форме (раздел 5 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе") установлено: "Представляемые сведения (сведения о товарах) должны отвечать всем требованиям, установленным аукционной документацией, а также всем требованиям, установленным нормативно-техническими документами". Также инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе предусмотрено: сведения, содержащиеся в заявке, не должны иметь двусмысленных толкований и не должны быть противоречивыми. Участником закупки в первой части заявки в сведениях о конкретных показателях по товару "Поковки из квадратных заготовок" (позиция N5) указано:
Товар соответствует требованиям:
ГОСТ 7505-89 "Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски".
Масса - 1,8 кг;
Класс точности - Т2;
Группа стали - М1;
Степень сложности - С1;
Исходный индекс 3.
Предлагаемые участником закупки характеристики товара не соответствуют требованиям ГОСТ 7505-89 "Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски". Для указанных характеристик "Класс точности - Т2; Группа стали - М1; Степень сложности - С1" исходный индекс будет равен 9, а не 3, как предлагает участник закупки.
Анализ первой части заявки под номером 2 (ООО фирма "Магистраль") показал, что участником закупки по позиции N 5 "Поковки из квадратных заготовок" не указаны характеристики, соответствующие требованиям документации и Законодательству о контрактной системе (в части исходного индекса, который не соответствует указанному ГОСТу с учетом предложенных класса точности, группы стали и степени сложности), а именно: "Товар соответствует требованиям: ГОСТ 7505-89 "Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски". Масса - 1,8 кг; Класс точности - Т2; Группа стали - М1; Степень сложности - С1; Исходный индекс 3" (в соответствии с ГОСТ 7505-89 исходный индекс равен 5).
Таким образом, участником по рассматриваемой позиции фактически не представлен показатель соответствующий требованиям документации, что является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в названном электронном аукционе.
В этой связи жалоба ООО фирма "Магистраль" признается необоснованной.
Также Комиссией Нижегородского УФАС России установлено: по позиции "Пиломатериал. Брус обрезной" (заявка номер 3) в протоколе указано: "Участником закупки в первой части заявки в сведениях о конкретных показателях по товару "Пиломатериал. Брус обрезной" (позиция N6) указано:
Товар соответствует требованиям:
ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия".
ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры".
ГОСТ 6782.1-75 "Пилопродукция из древесины хвойных пород. Величина усушки".
Сорт III;
Номинальная длина 6,0 м;
Номинальная ширина 150 мм;
Номинальная толщина 50 мм.
Участником закупки сделано предложение, не соответствующее ГОСТ 8486-86. 1.1. Термины и определения - по ГОСТ 18288-87. П. 16 Таблицы 1 ГОСТ 18288-87 содержится определение понятию "Брус - Пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более".
Однако участник закупки предлагает "Номинальная ширина: 150 мм; Номинальная толщина: 50 мм", что не является брусом (по определению из ГОСТ 18288-87)".
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что документация об аукционе содержит исчерпывающий перечень нормативно-технической информации, среди которой ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1-3). Указанный ГОСТ содержит в себе, помимо прочих, ссылку на ГОСТ 18288-87, а именно пункт 1.1 части 1 "основные параметры и размеры" - пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья. Термины и определения - по ГОСТ 18288".
При этом в документации в качестве требований к товарам, используемым при выполнении работ, не содержит указания о соответствии ГОСТ 18288-87.
Вместе с тем протокол от 03.04.2018 N0348100006018000036-1-1 содержит ненадлежащее обоснование отказа в допуске участникам закупки (заявки под номерами 2, 3) в части "Исходного индекса" по позиции "Поковки из квадратных заготовок" (по заявке N3 в протоколе указано "9" вместо "5"; по заявке N2 в протоколе указано "9", а не "3").
Таким образом, единая комиссия заказчика, отказав в допуске к участию в электронном аукционе участнику, подавшему заявку под порядковым номером 3 по рассматриваемому основанию, указанному в протоколе, нарушила требования частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку рассматривать заявку на соответствие требованиям, которые не установлены, неправомерно.
4) 03.04.2018 состоялось рассмотрение заявки единственного участника электронного аукциона.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 03.04.2018 N0348100006018000036-6-1 заявка единственного участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанной процедуры не усматривается.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, допущенные единой комиссией, в данном случае могут быть устранены путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона (номер извещения 0348100006018000036) и повторного проведения аукционных процедур, начиная со стадии рассмотрения первых частей заявок. В связи с этим единой комиссии выдается соответствующее предписание. Также возникает необходимость в выдаче предписания оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) об обеспечении возможности единой комиссии совершения действий указанных в предписании.
Кроме того, Комиссии Нижегородского УФАС России отмечает, что нарушения требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, могут быть устранены на стадии рассмотрения первых частей заявок.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО фирма "Магистраль" о нарушении единой комиссией Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги М-7 "Волга" Р-158 Нижний Новгород Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов на участке км 40+000 - км 69+000, Нижегородская область (I этап км 40+000 -км 52+000) Ремонт моста через реку Медон на км 45+100 автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, Нижегородская область Ремонт моста через реку Печесть на км 61+500 автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов, Нижегородская область, номер извещения 0348100006018000036, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать единую комиссию нарушившей требования частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Нижегородского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17 апреля 2018 г. N 681
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018