Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт улиц населенных пунктов Казанского муниципального района в 2018 году (реестровый номер закупки в информационно-телекмуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300007418000025) (далее также - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 16.04.2018 года в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
Согласно жалобе Заявитель считает, что документация об аукционе N20-2018 составлена с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
1. Пункт 9.4 проекта контракта не соответствует требованиям части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. В проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки.
3. Заявитель указывает, что начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей. Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации. При этом, проектом контракта предусмотрена возможность при снижении цены контракта на 25 и более процентов, предоставить информацию, подтверждающую добросовестность такого участника, что противоречит части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Казанского муниципального района, являясь заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на ремонт улиц населенных пунктов Казанского муниципального района в 2018 году. Начальная (максимальная) цена контракта составила 34 409 900,0000.
Информация об электронном аукционе 30.03.2018 года была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300007418000025.
1. Довод заявителя о том, что пункт 9.4 проекта контракта не соответствует требованиям части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Согласно ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 9.4 проекта контракта (Приложение N 2 к аукционной документации) определено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта и обеспечение Подрядчика перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантии Подрядчика на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе настоящего контракта.
Комиссия указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы как участника закупки.
Пункт 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе определяет, что жалоба должна содержать указания на обжалуемые действия заказчика, а также доводы жалобы.
Так, заявитель, ссылаясь на то, что требования пункта 9.4 проекта контракта, противоречат части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе, доводы не приводит.
Комиссия указывает, что Законом о контрактной системе не установлен запрет на установление в проекте контракта требований по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения контракта в ходе его исполнения перестало быть действительным.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2017 N Ф09-3859/17 по делу N А76-22736/2016.
Кроме того, заявитель не указывает, каким образом оспариваемое положение проекта контракта нарушает права и законные интересы ООО "Перспектива".
Комиссия, изучив оспариваемые заявителем положения проекта контракта, не находит в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
2. Довод заявителя о том, что проект контракта не содержит идентификационный код закупки (далее по тексту - ИКЗ), Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Комиссия указывает, что из совокупного толкования приведенных норм следует, что Законом о контрактной системе установлено требование об указании ИКЗ в контракте, а не в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации.
Комиссией установлено, что Заказчиком ИКЗ указан в плане закупок, плане-графике, извещении о проведении электронного аукциона, документации электронного аукциона.
Сделать вывод о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе, выразившихся в не указании ИКЗ в контракте, до момента его заключения не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения требований ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. В части довода заявителя о нарушении заказчиком части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, Комиссия указывает следующее.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более, чем 15 миллионов и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации.
Таким образом, в случае снижения цены контракта на 25% и более, участник закупки обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, иного Законом не предусмотрено.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта более чем 15 миллионов и составляет 34 409 900,00 рублей (пунктом 7 Извещения о проведении электронного аукциона N 20-2018).
В силу пункта 9.5 проекта контракта (Приложение N 1 к аукционной документации) если при проведении аукциона в электронной форме участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Комиссия приходит к выводу, что пункт 9.5 проекта контракта в части возможности предоставления обеспечения контракта и в виде информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, противоречит части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки предоставляет обеспечение исполнения контракта только в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушения требований части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в контракт при его заключении о том, что в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт улиц населенных пунктов Казанского муниципального района в 2018 году (реестровый номер закупки 0167300007418000025) обоснованной в части неправомерного установления в проекте контракта требований к предоставлению обеспечения исполнения контракта при снижении участником закупки начальной (максимальной) цены контракта на 25% и более.
2. Признать Заказчика нарушившим статью 37 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в контракт при его заключении о том, что в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта только в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 апреля 2018 г. N 111
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018