Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 10-2018 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт детского дома творчества в п.Туртас Уватского района Тюменской области" (реестровый номер закупки в информационно-телекмуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300024518000016) (далее также - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 26.04.2018 года в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 10-2018 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт детского дома творчества в п.Туртас Уватского района Тюменской области".
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно жалобе Заявитель считает, что документация об аукционе N10-2018 составлена с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
1. при выполнении работ следуют применять плиты из минеральной ваты для утепления, о также профнастил, высота профиля которого установлена заказчиком от 34 мм до 36 мм, а толщина плиты должна быть от 40 до 60 мм, при этом толщина плиты, высота профиля профнастила указывается производителями конкретным значением, соответственно предложить к поставке указанные материалы в диапазонном значении не представляется возможным;
2. График производства строительно-монтажных работ по законченным этапам не содержит сроков начала и окончания работ, объема этапов работ;
3. неправомерно установлена обязанность подрядчика о согласовании с органами государственного надзора и службами тепло-, водо-, электроснабжение, служб связи порядка ведения работ на объекте.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 04.05.2018 г. N 2699-И) согласно которым документация об электронном аукционе N 10-2018 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, представителем заказчика представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Уватского муниципального района, выступила организатором проведения электронного аукциона N 10-2018 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт детского дома творчества в п.Туртас Уватского района Тюменской области" в интересах заказчика - МКУ "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района". Начальная (максимальная) цена контракта составила - 13 596 040,00 рублей.
Информация об указанном электронном аукционе 10.04.2018 года была размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300024518000116.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пунктам 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.4 Извещения о проведении электронного аукциона N10-2018 объектом закупки является выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт детского дома творчества в п.Туртас Уватского района Тюменской области".
Приложение N 1.1 к аукционной документации содержит следующие характеристики материалов, используемых при выполнении выше указанных работ: плиты из минеральной ваты для утепления ТУ 5763-002-00287697: плотность, кг/м3:30. Длина плит 1000 мм; 2000 мм. Толщина плит должна быть от 40 до 60 мм. Группа горючести - НГ (п.3 Приложения N 1.1 к аукционной документации N 10-2018); профнастил - высота профиля от 34 мм. до 36 мм. Толщина профиля не менее 0,9 мм. Защитное покрытие полиэстер (п.4 Приложения N 1.1 к аукционной документации N 10-2018).
Также локальной сметой на капитальный ремонт детского дома творчества в п.Туртас Уватского района Тюменской области определены плиты теплоизоляционные из стекловолокна URSA, марки П-30-У20-1250-600-50, профнастил оцинкованный с покрытием полиэстер НС35-1000-0,9 (п.18,29 указанной сметы).
Согласно п. 3.1 ГОСТа 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные" (введен в действие Приказом Росстандарта от 21.03.2013 N 27-ст) плиты из минеральной ваты изготавливаются в соответствии с требованиями стандарта по технологической документации предприятия-изготовителя. Плиты в зависимости от плотности подразделяются на марки, а в зависимости от степени деформации под действием сжимающей нагрузки-на виды.
Технические условия 5763-002-00287697 "Изделия теплоизоляционные из стеклянного штапельного волокна "URSA" распространяются на изделия теплоизоляционные из стеклянных штапельных волокон, склеенных синтетическим связующим (далее Технические условия, ТУ5763-002-00287697).
Согласно ТУ5763-002-00287697 плиты "URSA" марки П30 содержат следующие характеристики: длина 1250 мм, ширина 600 мм, толщина от 40 до 100 мм.
Предельное отклонение размеров плиты по толщине не должно превышать +/-5 мм.
Приказом Росстандарта от 02.11.2016 N 1569-ст введен в действие ГОСТ 24045-2016 "Профили стальные листовые гнутые с трапециевидными гофрами для строительства", который распространяется на холодногнутые листовые профили с трапециевидной формой гофра, изготовляемые из оцинкованной стали на профилегибочных станах и предназначенные для применения в строительстве (далее ГОСТ 24045-2016).
Согласно п. 4.3 ГОСТа 24045-2016 гофрированные профили представляют собой прокат с повторяющимися по всей ширине гофрами трапециевидной формы сечения высотой h от 15 до 160 мм для настилов и от 8 до 44 мм - для стенового ограждения. Допускается изготовлять профили высотой более 44 мм для стенового ограждения по требованию потребителя.
Согласно Разделу 3.2.2 Главы 3 аукционной документации участнику закупки при описании материалов, используемых при выполнении работ необходимо руководствоваться инструкцией, указанной в приложении N 1 к документации (Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ).
Комиссия, изучив Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе (Приложение N 1.2 к аукционной документации "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ") установила следующее.
Согласно указанной инструкции при установлении Заказчиком диапазона возможных значений характеристик одновременно со словами "от" и "до", участнику необходимо указать показатель товара в виде диапазонного значения, без указания слов "от" и "до" (допускается указывать знак "_" между нижней и верхней границей диапазона), при этом нижняя граница диапазона должна быть более установленной Заказчиком, а верхняя граница диапазона должна быть менее установленной Заказчиком.
Таким образом, согласно указанной инструкции участнику закупки следует указать характеристики товара в части толщины плиты, высоты профиля профнастила в диапазонном значении, тогда как толщина плиты, высота профиля профнастила, указываются конкретным значением.
Учитывая то, что ширина плиты, а также высота профиля профнастила в соответствии с ГОСТом 9573-2012, ГОСТом 24045-2016 являются конкретными величинами и не могут быть выражены интервальными (диапазонными) значениями, следовательно, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в части установления вышеуказанных требований к характеристикам материала.
Более того, установление Заказчиком характеристик товара в части толщины плиты, высоты профиля профнастила в диапазонном значении, привело к отстранению от участия в аукционе 10 заявок участников закупки, предложивших материал с конкретным значением.
2. В части довода заявителя о том, что график производства строительно-монтажных работ по законченным этапам не содержит сроков начала и окончания работ, объем этапов работ, Комиссия указывает следующее.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, в том числе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с нормоположениями п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Порядок заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности по результатам электронного аукциона, регламентирован следующими положениями Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно п. 1.2, 1.3 Раздела 1 Проекта контракта (Приложение N1 к документации) подрядчик обязуется выполнять виды работ, которые указаны в Техническом задании (Приложение N 2 к контракту) и локальной смете (Приложение N 1 к контракту).
Пунктом 3.2 Раздела 3 проекта контракта установлено, что сроки начала и окончания отдельных этапов работ определяются поэтапным Графиком производства строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к контракту).
В указанный срок включается выполнение работ в полном объеме, в том числе подготовка, проверка и подписание актов выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3, предоставление Заказчику документации, необходимой для ввода объекта в эксплуатацию, в том числе акта приема-передачи законченного ремонтом (строительством, реконструкцией) объекта, и прочее (п.3.2 проекта контракта).
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Приложение N 3 к контракту (График производства строительно-монтажных работ) не содержит сроков начала и окончания работ, фактический объем этапов работ, что в свою очередь свидетельствует об утверждении аукционной документации в части проекта контракта, не соответствующей требованиям, установленным ч. 1 ст. 34, п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Довод заявителя о том, что проектом контракта неправомерно установлена обязанность подрядчика о согласовании с органами государственного надзора и иными службами, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Обязательства и функции заказчика и подрядчика определяются в зависимости от вида договора. В частности при заключении договора подряда необходимо в том числе согласовать вопросы связанные с производством работ, вопросы связанные с получением документов о разрешении соответствующих органов на производство работ, обеспечение водо-, тепло-, энергоснабжением, вопросы касаемо подключения вновь проложенных коммуникаций к действующим сетям и другое.
Заявитель, ссылаясь на то, что оспариваемые требования проекта контракта противоречат Закону о контрактной системе и приводят к ограничению количества участников закупки, доводы не приводит, не указывает какие нормы Закона о контрактной системе, заказчиком нарушены, не указывает, каким образом оспариваемые положения проекта контракта нарушает права и законные интересы Общества.
Комиссия указывает, что Законом о контрактной системе не установлен запрет на установление в проекте контракта оспариваемых заявителем требований.
Комиссия, изучив оспариваемые заявителем положения проекта контракта, не находит в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
Более того довод заявителя об ограничении количества участников закупки не нашел своего подтверждения, учитывая то, что несмотря на наличие спорного условия, на участие в аукционе поступило 40 заявок от участников закупки.
Кроме того, по смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, Комиссия считает необходимым выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в аукционную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Луч" на действия заказчика при электронного аукциона N 10-2018 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт детского дома творчества в п.Туртас Уватского района Тюменской области" (реестровый номер закупки 0167300024518000016) обоснованной в части установления требований к характеристикам материала не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в части не указания в графике производства строительно-монтажных работ сроков начала и окончания работ, объема этапов работ.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, ч. 1 ст. 34, п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N10-2018 (реестровый номер закупки 0167300024518000016).
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в аукционную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (N0167300024518000016).
5. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 мая 2018 г. N фкс18/127
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018