Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью"Олимп" (далее также - ООО"Олимп", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью"Перспектива" (далее также - ООО"Перспектива", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее также - ООО "Стройсервис", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Актив-Тендер" (далее также - ООО "Актив-Тендер", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя индивидуального предпринимателя Воробьева Игоря Александровича (далее также - ИП Воробьев И.А., заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика муниципального казенного учреждения "Управление строительного комплекса" муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я), заказчик): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
рассмотрев жалобыООО "Олимп", ООО "Перспектива", ООО "Стройсервис", ООО "Актив-Тендер", ИП Воробьева И.А., на действия заказчика МКУ "Управление строительного комплекса" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта: Школа на 80 учащихся в с. Усун-Кюель (Арылах) Сунтарского улуса (изв. N 0316300134418000009), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Олимп", ООО "Перспектива", ООО "Стройсервис", ООО "Актив-Тендер", ИП Воробьева И.А.
Из текста жалобы ООО "Олимп" следует:
- несоответствиепоказателей в позиции 14 "Бруски" с ГОСТ 18288;
- несоответствие показателей в позиции11 "Раствор" с ГОСТ 28013-98;
- установлено излишнее требование в позиции 7 "Герметик";
- использование в позициях 4,5,6 "Бетон" обозначения, предусмотренного недействующим ГОСТ;
- установлена дата окончания срока поступления запроса на разъяснение положений аукционной документации не в соответствии с Законом о контрактной системе;
- разночтения в указании суммы обеспечения исполнения контракта.
Из текста жалобы ООО "Перспектива"" следует:
- Проект контракта не содержит размера штрафа о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- Наличие в проекте контракта условия о том, что в случае если заключается контракт с участником закупки, который предложил цену контракта на 25% и более ниже начальной максимальной цены контракта, допускается возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника;
- неправомерное требованиев проекте контракта обязательного членства субподрядчиков в СРО.
Из текста жалобы ООО "СтройСервис" следует:
- установлены показатели по позиции 14, не соответствующие ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87;
- в позиции 15 требуемые технические характеристики не соответствуют указанному ГОСТ (ГОСТ 24454-80);
- в позиции 10 требуемые технические характеристики относятся к химическому составу и не соответствуют стандартам, которые были приведены в описании объекта закупки.
Из текста жалобы ООО "Актив-Тендер" следует:
- ограничение доступа к участию в аукционе путем включения в описание объекта закупки излишних требований по показателям, значения которых становятся известны после испытаний.Исходя из этого, потенциальные участники электронного аукциона не могут направить соответствующую заявку на участие в закупке.
Из текста жалобы ИП Воробьева И.А., следует:
- отсутствие идентификационного кодазакупок в документации и в проекте контракта;
- наличие в проекте контракта условия о том, что в случае если заключается контракт с участником закупки, который предложил цену контракта на 25% и более ниже начальной максимальной цены контракта, допускается возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника;
- отсутствие объяснений формулировок "не более", "не менее" в инструкции по заполнению заявки;
- в позиции 13 требуемые технические характеристики определяются только методом испытания.
Из письменного пояснения заказчика следует, что ООО "Олимп", ООО "Перспектива", ООО "СтройСервис", ООО "Актив-Тендер", ИП Воробьев И.А. не участвовали в данном электронном аукционе. Также по окончании срока подачи заявок 16.04.2018 года на участие в электронном аукционе подал заявку 1 участник. В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Даты начала и окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации с "31" марта 2018 г. по "14" апреля 2018 г. За предоставленный срок не поступило запросов на разъяснения положений аукционной документации по приведенным доводам ООО "Олимп".
В требовании к основным используемым товарам на выполнение работ по объекту в позиции 11 указан "Раствор готовый кладочный цементный марки 50,100,200", который является наименованием материала, взятым из сметной документации, а не требуемой технической характеристикой к материалам. В требуемых технических характеристиках заказчик требует указывать марку вяжущего вещества, вида воды и песка, из которого должны изготавливаться растворы без требования их пропорций, которые в свою очередь определяют марки по прочности и морозостойкости. Следовательно, данные требования не являются препятствием для составления заявки.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 21.03.2018 года;
2) 30.03.2018 года в извещение о проведении электронного аукциона внесены изменения;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта -117 959 046,00 руб.;
5) на участие в закупке подана1 заявка от участника закупки;
6) заявка 1 участника закупки, признана соответствующей требованиям аукционной документации.
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобы ООО "Олимп", ООО "Перспектива", ИП Воробьева И.А., частично обоснованными, жалобы ООО "Актив-Тендер", ООО "СтройСервис" - обоснованными в силу следующего.
Довод жалобы ООО "Олимп" в части установления по позиции 12 показателей, не соответствующих требованиям ГОСТ 18288-87, признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87) устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Брусок": пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
В приложении N2 "Требования к основным используемым товарам на выполнение работ по объекту: Строительство школы на 80 учащихся в с. Усун-Кюель (Арылах) Сунтарского улуса"" к описанию объекта закупки аукционной документации по позиции 14 "Бруски обрезных хвойных пород" установлено следующее:
Сорт I-III
Длина в диапазоне от 4,0 до 6,5 м
Толщина не менее 40 и не более 150 мм
Ширина не менее 75 и не более 150 мм
Влажность должна быть не более 22 %
Техническая характеристика материала "Брусок" по показателю "толщина" должна составлять не более 150 мм, что не соответствует определению, установленному ГОСТ 18288-87.
Следовательно, установленное требование по позиции 14 противоречит действующему ГОСТ.
Заказчиком нарушеныпункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Олимп" в части установления по позиции 11 показателей, не соответствующих требованиям ГОСТ 28013-98, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (далее также - ГОСТ 28013-98) распространяется на строительные растворы на минеральных вяжущих, применяемые для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки. Пунктом 4.10 ГОСТ 28013-98установлено, чтоописание прочности раствора на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200. Марку по прочности на сжатие назначают и контролируют для всех видов растворов.
Пунктом 11 ГОСТ 28013-98 дано описание морозостойкости растворов. Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200.
В приложении "Требования к основным используемым товарам на выполнение работ по объекту: Строительство школы на 80 учащихся в с. Усун-Кюель (Арылах) Сунтарского улуса"" к описанию объекта закупки аукционной документации по позиции 11 "Раствор готовый кладочный цементный марки 50, 100, 200" установлено следующее:
Состав: цемент - вяжущее вещество, применяется портландцемент 400 или 500; вода должна быть без примесей, лучше использовать водопроводную или дождевую; песок присутствует в смеси в качестве наполнителя, его фракции зерен должны быть не более 2 мм.
Прочность при деформации сжатия (МПа) 5;10;15.
Из письменного пояснения заказчика следует, что в требовании к основным используемым товарам на выполнение работ по объекту в позиции 11 указан "Раствор готовый кладочный цементный марки 50,100,200", который является наименованием материала, взятым из сметной документации, а не требуемой технической характеристикой к материалам. В требуемых технических характеристиках заказчик требует указывать марку вяжущего вещества, вида воды и песка, из которого должны изготавливаться растворы без требования их пропорций, которые в свою очередь определяют марки по прочности и морозостойкости. Следовательно, данные требования не являются препятствием для составления заявки.
Следовательно, установленное требование по позиции 11 не относится к требованию по марке прочности либо морозостойкости, таким образом, не может противоречить ГОСТу 28013-98. Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод жалобы ООО "Олимп" в частинеправомерного установления обязательных требований к упаковке товара признан обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В техническом задании документации об электронном аукционе аказчиком установлены следующие требования: Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks в баллонах по 750 мл или эквивалент.При этом заказчиком в своем письменном пояснении не представлено обоснование установления такого требования к упаковке.
Комиссия приходит к выводу, что заказчиком установлены избыточные требования к описанию упаковки товара, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Олимп" в части установления по позициям 4,5,6 показателей, не соответствующих требованиям ГОСТ 26633-2015, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (далее также - ГОСТ 26633-2015) настоящий стандарт распространяется на конструкционные тяжелые и мелкозернистые бетоны на цементных вяжущих и плотных заполнителях (далее - бетоны), применяемые во всех областях строительства и климатических зонах, и устанавливает технические требования к бетонам, правила их приемки, методы контроля.
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе и содержат следующие требования, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническомрегулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Материалами дела установлено, что в приложении 2 "Требования к основным используемым товарам на выполнение работ по объекту: Строительство школы на 80 учащихся в с. Усун-Кюель (Арылах) Сунтарского улуса" аукционной документации установлено следующее, в том числе:
- пункт 4 "Бетон B 7.5", средняя прочность бетонной смеси, кгс/см2 98 (М100);
-пункт 5 "Бетон B15", средняя прочность бетонной смеси, кгс/см2 196 (М200);
- пункт 6 "Бетон В25", средняя прочность бетонной смеси кгс/см2 327 (М350).
Исходя из данных, который указал заказчик в аукционной документации, следует, что при описании товара, в частности при описании "Бетон" в позициях 4,5,6 использовался ГОСТ 26633-91.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" имеет статус "Заменен".
Между тем, с учетом того, что описание объекта закупки в указанной заявителем части содержит показатель, соответствующий действующему ГОСТ, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика оспариваемой заявителем части нарушений требованиям Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Олимп" в части установления даты окончания срока поступления запроса на разъяснение положений аукционной документации не в соответствии с Законом о контрактной системе, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В аукционной документации указаны дата начала и окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации - "31" марта 2018 г. по "14" апреля 2018 г. В своей жалобе заявитель указывает, что последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на последний день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона установлена дата окончания подачи заявок 16.04.2018 г. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации установлена в соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указанная в жалобе дата не относится к дате окончания подачи запроса о даче разъяснений положений аукционной документации.
Довод жалобы ООО "Олимп" в части наличия в аукционной документацииразночтенийотносительно суммы обеспечения исполнения контрактапризнан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 18.1.1 проекта контрактасумма обеспечения исполнения Контракта составляет: 11 795 904, 60 (одиннадцать миллионов семьсот девяносто тысяч девятьсот четыре) рублей 60 копеек.
Таким образом, аукционная документация содержит противоречивые сведения относительно размера обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком нарушена часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Перспектива"в части неустановления в проекте контракта размера штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее также - Правила).
Пунктом 8 Правил установлено, что в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Извещением о проведении электронного аукциона установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 4.1.67. проекта контракта установлено: "Привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от стоимости Контракта.
В подтверждение исполнения обязательства, предусмотренного настоящим пунктом Контракта, Подрядчик ежегодно (в течение месяца с момента заключения Контракта и в течение января текущего года, предоставляет Заказчику информацию о субподрядчиках из числа СМП и (или) СОНКО по форме согласно Приложению N4 к настоящему Контракту. По дополнительному запросу Заказчика, Подрядчик предоставляет копии договоров субподряда".
Пунктом 16.7. проекта контракта установлено: "За непредоставление информации, указанной в п. 4.1.67 Контракта с Подрядчика взыскивается пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Подрядчиком с субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства".
Между тем, проект контракта не содержит указание на то, что условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотрено именно в виде штрафа. Следовательно, в данном случае положения пункта 8 Правил неприменимы.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод жалоб ООО "Перспектива", ИП Воробьева И.А.,в части наличия в проекте контракта условия о том, что в случае если заключается контракт с участником закупки, который предложил цену контракта на 25% и более ниже начальной максимальной цены контракта, допускается возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Как установлено ранее, начальная (максимальная) цена контракта составляет 117 959 046,00 руб.
Пунктом 16 раздела 1. "Информационная карта" аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта - 10% от начальной (максимальной)цены контракта, 11 795 904 рублей 60 коп.
В пункте 18.1.1. проекта контракта установлено, чтосумма обеспечения исполнения Контракта составляет: 11 795 904,60 (одиннадцать миллионов семьсот девяносто тысяч девятьсот четыре) рублей 60 копеек. (НДС не предусмотрен).
В случае, если участником закупки, с которым заключается Контракт, - Подрядчиком предложена цена Контракта на 25 % и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Подрядчик предоставляет:
- обеспечение исполнения настоящего Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в п. 5.2, или информацию, подтверждающую добросовестность Поставщика на дату подачи заявки согласно ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
Информация, подтверждающая добросовестность Подрядчика, предоставляется Подрядчиком при направлении Заказчику подписанного проекта Контракта.
При этом, проект контракта содержит неправомерное условие о том, что в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, возможно предоставление обеспечения исполнения контракта в виде информации, подтверждающей добросовестность участника закупки.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Перспектива" в части установления в проекте контракта требований о наличии у субподрядчиков свидетельств СРО признан обоснованным в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п 4.1.70. проекта контракта ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Субподрядчиками о привлечении несет Подрядчик. При исполнении Контракта Подрядчик не вправе привлекать субподрядные организации, не имеющие допуски СРО на выполнение соответствующих видов работ. Работы, выполненные субподрядными организациями, не имеющими допусков СРО, Заказчиком не принимаются.
Между тем, частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Положение части 2 статьи 52 ГрК РФ, устанавливающее, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ утратило силу с 01.07.2017 г., с вступлением в силу подпункта "а" пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно редакции части 2 статьи 52 ГрК РФ, действующей с 01.07.2017 г., работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких СРО.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, понятие "свидетельство СРО" с 01.07.2017 г. в области градостроительного законодательства не применяется, свидетельства СРО, выданные раньше указанной даты, утратили силу.
Согласно изменениям ГрК РФ, вступившим в силу с 01.07.2017 г., специальная правоспособность лица, выполняющего работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, подтверждается членством в СРО, в свою очередь подтверждением членства в СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.
При изложенных обстоятельствах, действия заказчика по установлению в проекте контракта условия о наличии у субподрядчиков допусков СРО, нарушают часть 1 статьи 34, часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод жалобы ООО "Перспектива" признается обоснованным.
Довод жалоб ООО "Актив-Тендер", ООО "СтройСервис", ИП Воробьева И.А.в части установления требований к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Материалами дела установлено, что приложением N 2 "Требования к основным используемым товарам на выполнение работ по объекту: Строительство школы на 80 учащихся в с. Усун-Кюель (Арылах) Сунтарскогоулуса" к описанию объекта закупки аукционной документации установлено, в том числе следующее:
10 |
Портландцемент общестроительного назначения бездобавочный, марки 400 |
Согласно ГОСТ 10178-85
|
||||||||||||||
13 |
Плиты минеральные |
Согласно ГОСТ 9573-2012 Теплопроводность:, не менее 0,049 Вт/м°С Плотность:, не менее 125 кг/м3 Теплопроводность при 298 _ 5 КВт/м К, не более - 0,04 Сжимаемость%, не более 8,0 Сжимаемость после увлажнения%, не более 10,0 Влажность по массе%, не более 0,2 Содержание органических веществ%, не более 3,0 |
||||||||||||||
19 |
Плитки керамические для полов гладкие неглазурованные одноцветные с красителем |
|
Согласно сведениям официального сайта https://www.gost.ru в настоящее время действует ГОСТ 10178-85 (СТ СЭВ 5683-86). "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 10.07.1985 N 116) (далее также - ГОСТ 10178-85).
Согласно пункту 6 ГОСТ 10178-85 настоящий стандарт распространяется на цементы общестроительного назначения на основе портландцементного клинкера.
Сущность метода заключается в том, что изготовитель должен определять активность при пропаривании каждой партии цемента.
Согласно п. 18 раздела 1 "Технические требования" цемент должен показывать равномерность изменения объема при испытании образцов кипячением в воде, а при содержании MgO в клинкере более 5% - в автоклаве.
Следовательно, сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ, установленные относительно позиции 10 "Портландцемент общестроительного назначения бездобавочный, марки 400" становятся известными после их испытания.
Согласно сведениям официального сайта https://www.gost.ru в настоящее время действует ГОСТ 9573-2012 "Межгосударственный стандарт. Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 21.03.2013 N 27-ст).
Настоящий стандарт распространяется на теплоизоляционные плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем с гидрофобизирующими добавками или без них, кашированные облицовочным материалом (бумагой, алюминиевой фольгой, стеклохолстом и др.) или без него, предназначенные для тепло- и звукоизоляции ограждающих строительных конструкций жилых (в т.ч. индивидуальных), общественных и производственных зданий и сооружений в условиях, исключающих контакт изделий с воздухом внутри помещений, для изготовления трехслойных панелей, а также для тепловой изоляции промышленного оборудования с температурой изолируемой поверхности от минус 60 °C до плюс 400 °C.
Согласно п. 5.4. раздела 5 "Правила приемки" при периодическом контроле проверяют: сжимаемость после сорбционного увлажнения, прочность на сжатие при 10%-ной линейной деформации после сорбционного увлажнения, прочность на отрыв слоев, водопоглощение, полноту поликонденсации связующего - не реже одного раза в месяц; теплопроводность при температурах 10 °C, 25 °C и 125 °C - не реже одного раза в полугодие.
Следовательно, сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ, установленные относительно позиции 13 "Плиты минеральные" становятся известными после их испытания.
Согласно сведениям официального сайта https://www.gost.ru в настоящее время действует ГОСТ 6787-2001. "Плитки керамические для полов. Технические условия"(введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 06.09.2001 N 107).
Настоящий стандарт распространяется на глазурованные и неглазурованные керамические плитки для полов (далее - плитки), предназначенные для покрытия полов внутри помещений жилых и общественных зданий и в бытовых помещениях промышленных зданий, а также для покрытия полов в лоджиях и на балконах (неглазурованные плитки).
Согласно п. 6.4 раздела 6 "Правила приемки" предприятие-изготовитель должно проводить периодические испытания плиток по одной партии с каждой технологической линии не реже одного раза в месяц по следующим показателям:
- предел прочности при изгибе;
- износостойкость;
- термическая стойкость глазури;
- химическая стойкость глазури;
- твердость глазури по Моосу.
Периодические испытания неглазурованных плиток на морозостойкость следует проводить не реже одного раза в квартал по одной партии с каждой технологической линии.
В случае получения неудовлетворительных результатов испытаний по любому из указанных показателей (кроме морозостойкости) следует перейти на контроль по этому показателю каждой партии плиток.
При получении положительных результатов контроля пяти следующих друг за другом партий переходят вновь к периодическим испытаниям.
Результаты испытаний распространяют на все поставляемые партии плиток до проведения следующих периодических испытаний.
Следовательно, сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ, установленные относительно позиции 19 "Плитки керамические для полов гладкие неглазурованные одноцветные с красителем" становятся известными после их испытания.
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "СтройСервис" в части установления в описании объекта закупки, показателя товара не в соответствии с действующим ГОСТ признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87) устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Брусок": пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Материалами дела установлено, что пунктом 14 "Бруски обрезные хвойных пород" приложения N 2 "Требования к основным используемым товарам на выполнение работ по объекту: Строительство школы на 80 учащихся в с. Усун-Кюель (Арылах) Сунтарского улуса" к описанию объекта закупки аукционной документации установлено: "Сорт I, II,III,I длина, м от 4,0 до 6,5, толщина, мм не менее 40 и не более 75;150, ширина, мм не менее 75 и не более 150, Влажность, % не более 22".
Техническая характеристика материала "Брусок" по показателю "толщина" должна составлять до 100 мм, что не соответствует определению, установленному ГОСТ 18288-87.
Таким образом, показатель "толщина" установлен не в соответствии с действующим ГОСТ.
Заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "СтройСервис" в части того, что в позиции 15 установлены некорректные технические характеристики, признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением N 2 "Требования к основным используемым товарам на выполнение работ по объекту: Строительство школы на 80 учащихся в с. Усун-Кюель (Арылах) Сунтарскогоулуса" к описанию объекта закупки аукционной документации установлено, в том числе следующее:
|
Наименованиематериалов, оборудования |
Требуемыетехническиехарактеристики |
15 |
Доскиобрезныехвойныхпород |
Согласно ГОСТ 24454-80 Материал должен представлять собой пиломатериалы (доски обрезные, необрезные) хвойных пород Пиломатериалы должны быть изготовлены из древесины следующих пород: Сосны; лиственницы или кедра. По качеству древесины и обработки доски сорт должен быть III Размеры досок, см длина не менее 400 и не более 650, ширина не менее 7,5 и не более 15,0, толщина 2,5; 3,2-4,0 Предельные отклонения от номинальных размеров, ммпо длине +50/-25, по толщине _1,0, по ширине _3,0 |
Заказчиком в требовании к основным используемым товарам в наименовании материалов, оборудования указывается на доски обрезные хвойных пород, в графе "Требуемые технические характеристики" указываются доски обрезные/необрезные. В соответствии с инструкцией по заполнению заявки знак "/" следует считать как "и". Таким образом, в описании объекта закупки имеются разночтения относительно требуемых материалов закупки.
При этом единственный участник закупки указал в первой части заявки только обрезные доски, что не соответствует положениям аукционной документации.
Таким образом, заказчик нарушил ч.2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ИП Воробьева И.А., об отсутствии идентификационного кода закупки в документации закупки признан обоснованным, на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Между тем, материалами дела установлено, что идентификационный код закупки отсутствует в аукционной документации в том числе и в проекте контракта.
Таким образом, заказчиком нарушена ч.1 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы ИП Воробьева И.А. в части отсутствия в инструкции по заполнению заявки значения слов "не менее" и "не более" признан необоснованным на основании следующего. Согласно подразделу 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, инструкция по заполнению заявки" аукционной документации предложение участника в отношении поставляемых товаров, товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, не должно сопровождаться словом "не более", "не менее", "типа" и т.п., за исключением, если предлагаемый товар в соответствии с ГОСТом, ТУ, сертификатом, паспортом, инструкцией по применению, информацией изготовителя имеет неконкретные (в том числе диапазонные, многозначные, временные и т.п.) характеристики, в таком случае следует указать их в этом же виде с пояснением, например, сопровождением словами "установлено производителем", "согласно ГОСТу" и т.п.).
Между тем, законом о контрактной системе не предусмотрены требования к содержанию инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Кроме того, относительно данного довода заявителя Комиссия считает, что в данном случае фактически имеет место быть запрос на разъяснения аукционной документации.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. Проектом контракта установлено следующее:"18.1.13. В случае внесения Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта денежных средств, при условии надлежащего исполнения обязательств по Контракту указанные денежные средства возвращаются после прекращения обеспеченного залогом обязательства, в течение 10 банковских дней с даты поступления соответствующего заявления Подрядчика по реквизитам Подрядчика, указанным в Контракте".
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ NОб исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
Определение термина "банковский день" не закреплено законодательством, установление заказчиком в проекте контракта условия о том, что срок возврата обеспечения исполнения контракта исчисляется банковскими днями, по мнению Комиссии, не соответствует требованиям ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2.Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки долженруководствоватьсяпри составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В требованиях к основным используемым товарам на выполнение работ по объекту: Строительство школы на 80 учащихся в с. Усун-Кюель (Арылах) Сунтарского улуса" в позиции 7 "герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks в баллонах по 750 мл или эквивалент" заказчик указал недействующий ГОСТ 30971-2002. Согласно сведениям с официального сайта https://www.gost.ru в настоящий момент действует ГОСТ 30971-2012.
Следовательно, в данном случае требование к поставляемому товару составлено некорректно.
Таким образом, заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной. Доводы в части установления по позиции 12 показателей, не соответствующих требованиям ГОСТ 18288-87, установления по позиции 11 показателей, не соответствующих требованиям ГОСТ 28013-98, установления обязательных требований к упаковке товара, установления по позициям 4,5,6 показателей, не соответствующих требованиям ГОСТ 26633-2015, разночтения суммы обеспечения исполнения Контракта признаны обоснованными.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной. Доводы в части установления в проекте контракта требований о наличии субподрядчиков свидетельств СРО признан обоснованным.
3. Признать жалобу ООО "Актив-Тендер" обоснованной.
4. Признать жалобу ООО "СтройСервис" обоснованной.
5. Признать жалобу ИП Воробьева частично обоснованной. Доводы об отсутствии идентификационного кода закупки в аукционной документации закупкипризнан обоснованным.
6. Признать заказчика муниципальное казенное учреждение "Управление строительного комплекса" муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 23, пункт 2 часть 1 статьи 64, Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Выдать заказчику муниципальному казенному учреждению "Управление строительного комплекса" муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия)предписание об устранении допущенных нарушений.
8. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 апреля 2018 г. N 06-326/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018