Резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 08 мая 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии: А.А. Аушев - ведущий специалист-эксперт Управления; М.М. Халмурзиев - государственный инспектор Управления;
В присутствии представителя заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ингушский государственный университет" - И.И. Гандалоева;
в отсутствии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ВМВ-Сервис ТТ" (далее - Заявитель), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, до начала рассмотрения заявлений и ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействия) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0314100000518000001 на ремонт ограды корпусов N1, 2 ИнгГУ (далее - Закупка, ЭАN0314100000518000001), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0314100000518000001.
Суть жалобы Заявителя сводится к следующему:
1. В нарушение статей 33 Закона о контрактной системе и положений письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 установлены требования ограничивающие количество участников закупки;
2. Неверно установлен срок оплаты выполненных работ.
Представитель Заказчика с жалобой не согласился, кроме установления неправомерного срока оплаты выполненных работ.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.04.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 640 230,00 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 27.04.2018 г. 09:00;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 03.05.2018 г.
По доводам жалобы Комиссия Управления установила следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе, документация в числе прочего должна содержать описание объекта закупки, в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Кроме того, согласно части 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Согласно жалобе Заявителя установлено, что в техническом задании установлены требования к характеристикам товара, которые относятся к испытаниям определенной партии товара после его производства, а именно:
- Известь строительная. Известь должна представлять собой порошок белого цвета или серого цвета с наличием комов. По физико-химическим показателям известь должна соответствовать следующим требованиям и нормам: содержание массовой доли активного хлора в извести 20%; Коэффициент термостабильности
0,80. Известь строительная должна быть 1 сорта.
В пункте 5 технического здания к раствору готовому кладочному установлены следующие требования:
- в качестве вяжущего должен быть использован портландцемент со следующими характеристиками: Цемент марки не ниже 300 с минеральными добавками или без добавок. Вид цемента должен быть: Д10,Д20.
Согласно ГОСТу 10178-85, только в цементе с обозначением ПЦ-Д0 не допускается содержание минеральных добавок, в остальных перечисленных в ГОСТе 10178-85 видов цемента содержится определенный процент минеральных добавок.
Вместе с тем, в нарушении пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, к поставке допускается, согласно техническому заданию к аукционной документации, вид цемента как с содержанием минеральных добавок, так и без минеральных добавок, однако, участник закупки не в состоянии поставить вид цемента без минеральных добавок, так как поставка цемента с обозначением ПЦ-Д0 не допускается по условиях технического задания.
Также в пункте 5 технического здания установлено, что вид цемента должен быть: Д10,Д20. Вместе с тем, в ГОСТе 10178-85 отсутствует цемент с обозначением Д10. Документов и информация, подтверждающее наличие вида цемента с обозначением Д10 на рассмотрении жалобы по существу представителем Заказчика не представлено.
Кроме того Заказчиком в пункте 8 технического задания "Сталь листовая оцинкованная толщиной листа: 0,7." не указаны единицы измерения относительно толщины листа стали.
Вследствие указанного выше, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы, так как указанные характеристики необходимого к поставке при выполнении работ товара являются излишними и ограничивают количество участников закупки и нарушают положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также при проведении внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что описание необходимого к поставке товара при выполнении работ не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Гвозди строительные. Должны быть круглого сечения из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки группы: I; II. Длина гвоздей должна быть 90-120 мм. Условный диаметр стержня d должен быть (мм) 5. Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 80 мм.
Раствор готовый кладочный цементный. Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть > 89 %. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей должна быть до 10 %. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20 % массы цемента. Марка по подвижности должна быть Пк1-Пк3. Норма подвижности по погружению конуса должна быть от 1 до 12 см включительно. Влажность сухих растворных смесей не должна быть 0,1 % по массе. В качестве заполнителя следует применять песок для строительных работ. Группа песка должна быть от среднего до очень мелкого. Класс песка должен быть I; II. Полный остаток песка на сите с сеткой N 063, % по массе должен быть 10-30. Модуль крупности, Мк не должен быть более 2,0. Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно быть более 5 %.Содержание зерен крупностью менее 0,15 мм должно быть, % по массе:
20.Содержание зерен крупностью свыше 10 мм должно быть, % по массе: не более 0,5%. Содержание глины в комках должно быть, % по массе: < 0,6 %. В качестве вяжущего должен быть использован портландцемент со следующими характеристиками: Цемент марки не ниже 300 с минеральными добавками или без добавок. Вид цемента должен быть: Д10,Д20. Предел прочности, МПа (кгс/см2) при изгибе в возрасте 28 суток должна быть 4,4(45)-5,9(60).
Также установлено, что Заказчиком не указаны единицы измерения в пункте 1 технического задания (пленка полиэтиленовая). Указано требование к морозостойкости (до -70) без установления единицы измерения температуры.
В пункте 5 технического задания (Раствор готовый кладочный цементный), указано "Влажность сухих растворных смесей не должна быть 0,1 % по массе". Вместе с тем в пункте 4.8 Госта 28013-98 "Растворы строительные" установлено, что "Влажность сухих растворных смесей не должна превышать 0,1% по массе". Таким образом, установленное Заказчиком требование противоречит Госту 28013-98.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного, занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Заказчиком в извещении и документации установлено ограничение - "закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций".
В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Заказчиков в разделе 1 пункте 2.3.1 проекта контракта установлено, что оплата за фактически выполненные работы производится в срок не более 30 (тридцати) дней после представления генподрядчиком подписанного сторонами акта о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу об обоснованности довода жалобы.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе данной закупки, выявлены следующие нарушения с учетом дополнительных доводов Заявителя.
1. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата окончания приема заявок 27.04.2018 г. в 09 часов 00 минут, а дата начала приема заявок 12.04.2018 г. в 16 часов 45 минут.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, срок подачи заявок составляет 14 календарных дней, в то время как согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе срок подачи заявок должен составлять не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая тот факт, что аукцион признан несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе, в случае повторного размещения заказа на ремонт ограды корпусов N1, 2 ИнгГУ, Заказчику необходимо руководствоваться настоящим решением.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 и статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - ООО "ВМВ-Сервис ТТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 63, частей 1, 2 статьи 8, части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 33, части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать ввиду того, что аукцион признан несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе, вместе с тем Заказчику при размещении повторной закупки необходимо руководствоваться настоящим решением.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административно ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу.
Председатель Комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев
А.А. Аушев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 3 мая 2018 г. N 102-З/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018