Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
В отсутствие представителей МОУ СОШ N5 (далее - Заказчик), Администрации МО Тихвинский муниципальный район (далее - Уполномоченный орган), ООО "Оберон" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте времени заседания Комиссии.
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3538 от 23.04.2018 г.) на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение проектной документации на комплексный капитальный ремонт МОУ "СОШ N5", расположенной по адресу: Ленинградская область, г.Тихвин, 1 микрорайон, д.32 (далее - конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация размещены 02.04.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена - 2 331 400,00 рублей.
Источник финансирования - Средства бюджетных учреждений.
Заявитель полагает, что при формировании документации Заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе.
Подробнее позиция Заявителя изложена в жалобе, опубликованной на официальном сайте.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели раскрывающие содержание нестоимотных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и форма расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок определения. В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участника закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с пунктом 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Иными словами, при представлении определенных сведений участникам закупки и конкурсной комиссии должно быть четко понятно, за какие сведения и какие баллы ими будут присвоены по установленным показателям.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Учитывая вышеприведенное, порядок оценки, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должен включать в себя:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участникам закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия;
- пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить какие именно сведения подлежат описанию и предоставлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В рассматриваемой конкурсной документации приложением N1 к информационной карте конкурса установлено, что при оценке заявок применяется следующая балльная система с учетом следующих критериев:
1. Цена контракта. Значимость критерия - 60%;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Значимость критерия - 40%.
В качестве показателей нестоимостного критерия оценки установлены:
1. опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема (А1). Значимость показателя - 70%;
2. квалификация трудовых ресурсов (А2) . Значимость показателя - 30%.
Из жалобы следует, что порядок оценки по показателю "опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема" не соответствует пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2.1 приложения N1 к информационной карте конкурса лучшим предложением (заявкой) по данному показателю будет являться наибольшее количество исполненных муниципальных и/или государственных контрактов (договоров) по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Срок заключения таких контрактов (договоров) не должен быть ранее 2012 года.
Цена работ по отельному контракту (договору) не может быть менее 1 000 000,0 (одного миллиона) рублей; контракты с меньшим объемом работ не учитываются.
При подсчете количества контрактов (договоров), исполненных участниками будут учитываться контракты (договоры), подтвержденные копиями актов выполненных работ.
Контракты (договоры) по разработке проектной документации, выполненные участником на основе субподряда не учитываются.
Оценка заявок на участие в конкурсе по данному показателю будет осуществляться только на основании сведений, которые представлены участниками в составе заявки, которые подтверждены копиями документов, приложенными к заявке на участие в конкурсе.
Для оценки заявки по данному критерию участнику необходимо представить в составе заявки:
-перечень исполненных контрактов (договоров), заключенных не ранее 2012 года (по форме 3),
- копии исполненных контрактов(договоров), заключенных не ранее 2012 года с копиями актов на выполненные работы
Контракты (договоры), приложенные в составе заявки, но отсутствующие в форме 3, не будут оцениваться комиссией.
Копии актов на выполненные работы быть приложены к каждой копии исполненных контрактов (договоров), представленных участником в составе заявки. Контракты (договоры), к которым не приложены копии актов на выполненные работы не будут оцениваться комиссией.
Участнику закупки, не представшему в составе заявки перечня, копий контрактов (договоров) и актов на выполненные работы, по данному показателю присваивается - 0 баллов.
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется в соответствии со шкалой оценки:
Общее количество успешно реализованных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема, заключенных не ранее 2012 года и подтвержденных копиями контрактов (договоров) и актов выполненных работ (значение показателя) |
Количество баллов присуждаемое за определенное значение показателя (баллов) |
0 контрактов (договоров) |
0 |
от 1 до 5 контрактов (договоров) включительно |
10 |
от 6 до 10 контрактов (договоров) включительно |
40 |
от 11 до 15 контрактов (договоров) включительно |
70 |
более 15 контрактов (договоров) |
100 |
Максимальное количество баллов по показателю -100
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема определяется как значение, определенное в соответствии со шкалой оценки по показателю, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя (пункт 29 Правил оценки).
Заявитель полагает, что при установлении в документации рассматриваемого показателя нестоимостного критерия нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по спорному показателю.
Между тем, Комиссией установлено, что спорный показатель включает в себя предмет оценки, из которого явно усматривается какое количество контрактов (договоров) необходимо предоставить участнику закупки в составе заявки для получения максимального количества баллов по показателю.
При данных обстоятельствах и в виду отсутствия доказательств иного довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя о том, что при установлении порядка оценки заявок Заказчику необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", Комиссия не принимает, поскольку согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе данное постановление устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, которым они должны соответствовать, а не порядок оценки заявок для выявления лучших условий исполнения контракта.
Также не нашел своего подтверждения довод жалобы о том, что по показателю "квалификация трудовых ресурсов" оценке не будут подлежать сведения о специалистах, работающих у участника закупки по совместительству, так как требуется предоставить в составе заявки только трудовые книжки. Как следует из пункта 3.2 приложения N 1 к информационной карте конкурса, по спорному показателю оценке будут подлежать сведения, подтверждающиеся копиями трудовых договоров с отметкой кадровой службы или копиями трудовых книжек.
Заявитель полагает, что пункт 4.7 проекта контракта не соответствует Закону о контрактной системе.
В силу пункт 4.7 проекта контракта в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств Исполнителя перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем указанных обязательств, Исполнитель обязуется в течение 3 (трех) рабочих дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств на тех же условиях и в том же размере, что и предыдущее.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Из смысла рассматриваемых норм следует, что представленное обеспечение исполнения контракта должно обеспечивать его исполнение на всем протяжении срока действия контракта.
При этом Закон о контрактной системе не запрещает Заказчику требовать от исполнителя надлежащего обеспечения исполнения условий контракта, в случае если представленное до заключения контракта обеспечение перестало обеспечивать его исполнение.
Помимо того, положения пункта 4.7 проекта контракта не нарушают часть 7 статьи 96 Закона о контрактной системе, предусматривающую право поставщика в ходе исполнения контракта предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта, поскольку в рассматриваемом случае обеспечение исполнения контракта перестало действовать.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
Комиссия соглашается с доводом жалобы о нарушении Заказчиком подпункта А пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Так, в силу подпункта А пункта 1 части 4.1 раздела 1 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе подается по установленной форме (Форма N1 Примерная форма заявки на участие в конкурсе) и должна содержать: идентификационный номер налогоплательщика учредителей, что не соответствует подпункту А пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, которым определено предоставление в составе заявки идентификационного номера налогоплательщика учредителей при его наличии.
Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение подпункта В пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта В пункта 1 части 4.1 раздела 1 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе в случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника, заверенную печатью участника и подписанную руководителем (для юридического лица).
Между тем, подпункту В пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе доверенность заверяется печатью участника только при ее наличии.
В отношении довода жалобы о нарушении Заказчиком части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, Комиссия сообщает следующее.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Из буквального толкования данной нормы права следует, что она подлежит включению в проект контракта, если победителем аукциона будет физическое лицо.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 24.04.2018 участниками закупки являются исключительно юридические лица.
Учитывая изложенное, поскольку контракт может быть заключен только с юридическим лицом, то нарушение части 13статьи 34 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Оберон" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение подпунктов А, В пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения о том, что выявленные нарушения повлияли на определение поставщика.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 апреля 2018 г. N Р/03/465
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018