10.05.2018 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС Россииот 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при расторжении государственного контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса по оказанию услуг по мониторингу экономики образования: социологические обследования, направленные на изучение сфер общего образования, дополнительного образования детей, высшего образования (номер извещения 0173100003718000019) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверкив соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС Россииот 04.04.2018 N 429/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательстваРоссийской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при расторжении государственного контракта.
Из обращения следует, что Заказчиком неправомерно принято решение о расторжении государственного контракта в одностороннем порядке.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при расторжении государственного контракта действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 28.02.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 179 900 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.03.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 29.03.2018;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 4 заявки от участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признан Заявитель с предложением о цене контракта 161 910 000 рублей;
9) 16.04.2018 Заказчиком заключен контракт N 02.048.11.0001 с Заявителем по цене 161 910 000 рублей.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Следовательно, Законом о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно при ненадлежащем исполнении сторонами своих обязательств.
На заседании Комиссии установлено следующее.
16.04.2018 Заказчиком заключен государственный контракт N 02.048.11.0001 с Заявителем по цене 161 910 000 рублей, согласно которому срок оказания услуг по Iэтапу - 03.04.2018, по IIэтапу - 03.12.2019.
Пункт 5.1.8 данного контракта содержит следующие положения о праве Заказчика: "принять решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации".
18.04.2018 Заказчиком расторгнут государственный контракт от 16.04.2018 N 02.048.11.0001 с Заявителем в одностороннем порядке в связи с изменением потребностей Заказчика в оказании услуг.
Как следует, из материалов, представленных Заявителем, потребность Заказчика в закупаемых услугах не утрачена, поскольку мониторинг экономики образования осуществляется в соответствиис законодательством Российской Федерации об образовании.
Кроме того, представителем Заказчикане представлено доказательств, подтверждающих неисполнение обязательств Заявителем по государственному контракту 16.04.2018 N 02.048.11.0001, а также доказательств и сведений, однозначно свидетельствующих о соответствии действий Заказчика при принятии вышеуказанного решения требованиям частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании представленных документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение о расторжении государственного контракта от 16.04.2018 N 02.048.11.0001 в одностороннем порядке при отсутствии нарушений существенных условий контракта со стороны Заявителя, нарушает часть 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях.
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт, заключенный по результатам проведения Конкурса, расторгнут, предписаниеоб устранении нарушения законодательства Российской Федерации не выдавать.
3. Передать материалы дела от 07.05.2018 N П-46/18 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 мая 2018 г. N П-46/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018