Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Константа"(далее - Заявитель) на действияФГКУ "Главный клинический военный госпиталь" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "АСТ ГОЗ"(далее - Оператор электронной площадки) закрытого аукциона назакупку продуктов(номер извещения 0348100068718000292) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в приложении N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе (далее - Техническое задание)в нарушение требований Закона о контрактной системе требования к маркировкезакупаемых товаровв соответствии с ГОСТ Р 51074-2003;
2) установившего в разделе "Плодо-овощная продукция"
Технического задания требования к остаточному сроку годности (хранения) от установленного производителем закупаемых товаров: "лук репчатый свежий", "морковь столовая свежая" с нарушением положений приложения Б ГОСТ 51783-2001 и пункта 10.2 ГОСТ 32284-2013;
3) установившего в разделе "Бакалейно-консервнаяпродукция"
Технического задания требования к остаточному сроку годности (хранения) от установленного производителем закупаемого товара "Хлопья овсяные "Экстра" с нарушением положений ГОСТ 21149-93.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -19.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 73 145 580 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.05.2018.
1. В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, указанная закупка проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно письму от 29.01.2018 N 24-04-06/4970, N 14-00-06/1303
N МО/5562/18 Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки целесообразно применять порядок проведения электронного аукциона, установленный Законом о контрактной системе, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрения первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрения вторых частей заявок, заключения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно жалобе Заявителя в ГОСТ 51074-2003 при маркировке продукции используется понятие "срок хранения", при этом в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 022/2011 при маркировке продукции используется понятие "срок годности".По мнению Заявителя,требование к маркировке и упаковке по ГОСТ 51074-2003приведет к тому, что закупаемый товар будет обращаться на Территории Таможенного союза с нарушением обязательных требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 и Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В Техническом задании установлены требования к закупаемым товарам, в том числе установлено требование в столбце "маркировка и упаковка" Технического задания о соответствии ГОСТ 51074-2003.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования Заказчика к "маркировке и упаковке"закупаемых товаров по ГОСТ 51074-2003 установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Согласно изложенному, Комиссия изучив положения Технического задания проходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования в столбце "маркировка и упаковка" Технического задания о соответствии ГОСТ 51074-2003, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и не представили документы и сведения, подтверждающие обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В разделе "Плодо-овощная продукция" Технического задания установлены требования к остаточному сроку годности (хранения) от установленного производителем лука репчатого свежего- "не менее 90 суток" и моркови столовой свежей - "не менее 90 суток". Кроме того, указано требование о соответствии лука репчатого свежего ГОСТ Р 51783-2001 и моркови столовой свежей ГОСТ 32284-2013.
На заседании Комиссии установлено, что вприложении Б ГОСТ Р 51783-2001 требования к условиям и срокам хранения лука репчатого свежегоносят справочный характер. Кроме того, в приложении Б ГОСТ Р 51783-2001 справочная информация указана для лука, реализуемого в розничной торговойсети.
Также согласнопункту 10.2 ГОСТ 32284-2013 требования к условиямхранения моркови носят рекомендальный характер. При этом в соответствии с пунктом 7.1.2 ГОСТ 32284-2013срок годности для мытой моркови устанавливает изготовитель.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования Заказчика к остаточному сроку годности (хранения) от установленного производителем лука репчатого свежего и моркови столовой свежей установлены в соответствии с потребностями Заказчика, при этом указанные требования не противоречат ГОСТ Р 51783-2001 и
ГОСТ 32284-2013 на соответствующий закупаемый товар.
При этом представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и не представили документы и сведения, подтверждающие обратное.
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены вразделе "Плодо-овощная продукция" Технического заданиятребования к остаточному сроку годности (хранения)от установленного производителем лука репчатого свежего и моркови столовой свежей, не противоречащие положениям ГОСТ Р 51783-2001, ГОСТ 32284-2013 на соответствующие закупаемые товары и требованиям Закона о контрактной системе.
3. В разделе "Бакалейно-консервная продукция"
Технического установлено требованиек остаточному сроку годности (хранения)от установленного производителем хлопьев овсяных "Экстра" - "не менее 10 месяцев". Кроме того, указано требование о соответствии хлопьев овсяных "Экстра" ГОСТ 21149-93.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 21149-93 упаковка, маркировка, транспортирование и хранение овсяных хлопьев осуществляется по ГОСТ 26791-89.
При этом в соответствии со сноской к пункту 4.1ГОСТ 21149-93 на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51074-2003.
В соответствии с таблицей 2 пункта 4.2 ГОСТ 26791-89 срок хранения хлопьев овсяных составляет - 4 месяца.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.5.10 ГОСТ Р 51074-2003 срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика представили документы и сведения, согласно которым на рынке присутствуют овсяные хлопья овсяные "Экстра"со срок годности 12 месяцев, изготовленные по ГОСТ 21149-93.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что требования Заказчика к остаточному сроку годности (хранения)от установленного производителем хлопьев овсяных "Экстра" установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат положениямГОСТ 21149-93.
При этом представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и не представили документы и сведения, подтверждающие обратное.
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены вразделе "Бакалейно-консервная продукция" Технического задания требования к остаточному сроку годности (хранения) от установленного производителем хлопьев овсяных "Экстра", не противоречащие положениям ГОСТ 21149-93 и требованиям Закона о контрактной системе.
4. В разделе "Плодо-овощная продукция" Технического задания установлено, что Заказчику требуется к поставке чернослив (фрукты сушеные) по ГОСТ 32896-2014 со следующими характеристиками: "целые фрукты без косточки (кайса) обработанные или необработанные из сливы".
При этом в соответствии с ГОСТ 32896-2014 термин "кайса" относится к абрикосам.
Таким образом, Заказчиком при описании требований к черносливу (фрукты сушеные) использована терминология, относящаяся к абрикосам,что не соответствует ГОСТ 32896-2014 и пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, вразделе "Плодо-овощная продукция" Технического задания установлены требования к закупаемому товару "салат "Айсберг", в том числе: "по внешнему виду кочаны должны быть целые, здоровые, свежие, чистые, характерные для ботанического сорта формы и окраски без признаков самосогревания, без лишней внешней влажности, не поврежденные морозом. Листья должны быть хрустящие, сочные, без повреждений, без трещин и заломов, без рваных краев. Цвет салата должен быть от светло-зеленого до зеленого, вкус и запах должны быть характерные для ботанического сорта, постороннего запаха и привкуса быть не должно". Кроме того, установлено требование о соответствии салата "Айсберг" нормативно-технической документации производителя.
Комиссия, изучив указанные положения, приходит к выводу, что Заказчиком установлен ряд требований к салату "Айсберг", а именно:
"по внешнему виду кочаны должны быть характерной для ботанического сорта формы и окраски без признаков самосогревания, без лишней внешней влажности; листья должны быть хрустящие, сочные; вкус и запах должны быть характерные для ботанического сорта, постороннего запаха и привкуса быть не должно", не позволяющие при исполнении контракта определить соответствие поставляемого салата "Айсберг" установленным заказчиком требованиям, в связи с тем, чтоотсутствуют максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, позволяющие оценить, что требуется к поставе Заказчику.
Подобное описание объекта закупки вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствующее пункту 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Константа"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 03.05.2018 N КГОЗ-142/18, по настоящему решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленному нарушению переданы на основании решения от 03.05.2018 N КГОЗ-142/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 мая 2018 г. N КГОЗ-159/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018