На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "ОРМЕК" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхФКУ "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик)при проведенииЗаказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку товара (рукава пожарные напорные DN 65 в сборе со стволом и головками; рукава пожарные напорные DN50в сборе со стволом и головками; огнетушитель воздушно-эмульсионный; щит пожарный металлический закрытого типа класса В; шкаф пожарного крана) в рамках государственного оборонного заказа для нужд подразделений МВД России(номер извещения 0373100056018000069)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчикапри проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения заседание Комиссии перенесено с 25.04.2018 на 03.05.2018.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязательные положения о казначейском сопровождении, предусмотренные пунктами 3, 4 части 5, абзацами 3, 4, 6 пункта 2 части 4 статьи 5 Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Закон о федеральном бюджете);
2) не установившего в нарушение требований Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Законом о федеральном бюджете, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017N 1722 (далее - Правила N 1722), в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязанность Заказчика о предоставлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
3) не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе положения об обязательном возмещении Заказчиком произведенных головным исполнителем расходов (части расходов), в случае если указанные расходы осуществлялись до поступления средств на лицевой счет, открытый головному исполнителю, и при условии представления копий платежных документов, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных головным исполнителем расходов (части расходов), государственного контракта и документов-оснований;
4) не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязанность головного исполнителя использовать для расчетов по контракту (договору) лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства исполнителю, с которым головным исполнителем заключен контракт (договор);
5) не установившего в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) в проекте государственного контракта документации об Аукционе идентификатор государственного контракта;
6) установившего в нарушение требований Закона о контрактной системе в третьем абзаце подпункта 4.2.4.1, подпунктах 4.2.4.9, 4.2.4.10 пункта 4.2.4, пункте 4.2.5 раздела 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе излишние требования к документам, которые поставщик должен представить должностным лицам УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ, Грузополучателю)при приемки товара по качеству и комплектности.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 02.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 156 080,50 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.04.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 23.04.2018;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
6) по результатам рассмотрения заявки единственный участник закупки и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В соответствии с документацией об Аукционе финансирование осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Частью 3 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены отдельными федеральными законами.
Пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона о федеральном бюджете установлено, что казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 100,0 тыс. рублей, за исключением средств, указанных в пункте 3 части 3 статьи 5 Закона о федеральном бюджете.
В соответствии с пояснениями представителей Заказчика, а также положениями документации об Аукционе в отношении контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, будет осуществляться казначейское сопровождение.
При этом частью 5 статьи 5 Закона о федеральном бюджете установлено, что при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа в условия государственного контракта, контракта (договора), заключаемых в рамках выполнения государственного оборонного заказа, включаются:
1) положения о применении казначейского сопровождения средств при исполнении государственного контракта, контракта (договора);
2) положения, содержащиеся в абзацах втором - шестом пункта 2 части 4 статьи 5 Закона о федеральном бюджете;
3) положения о перечислении прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта (договора) и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта (договора) и представления в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
4) положения о перечислении головным исполнителем средств в согласованном государственным заказчиком размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем, в случае частичного исполнения головным исполнителем государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция.
Частью 4 статьи 5 Закона о федеральном бюджете установлено, что:
1) государственный заказчик государственного оборонного заказа обязан:
уведомлять до заключения государственного контракта головного исполнителя о необходимости открытия в территориальном органе Федерального казначейства соответствующего лицевого счета;
направлять в территориальный орган Федерального казначейства уведомление о полном исполнении государственного контракта;
2) головной исполнитель, исполнитель по государственному контракту, контракту (договору), заключаемым в рамках выполнения государственного оборонного заказа, обязаны:
открывать лицевые счета, указанные в абзаце втором пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о федеральном бюджете;
соблюдать режим лицевых счетов, указанных в абзаце втором пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о федеральном бюджете;
уведомлять до заключения контрактов (договоров) исполнителей о необходимости открытия в территориальном органе Федерального казначейства для каждого контракта (договора) лицевого счета, указанного в абзаце втором пункта 1 части 4 статьи 5 Закона о федеральном бюджете;
представлять по запросу территориального органа Федерального казначейства и Федеральной службы по финансовому мониторингу в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном исполнителе (идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе);
представлять в территориальный орган Федерального казначейства в течение десяти рабочих дней (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от государственного заказчика) заявление о закрытии лицевого счета.
Кроме того, Правила казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте российской федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 1680 (далее - Правила N 1680) содержат нормы о режиме использования лицевого счета, а также иные положения, в том числе, о необходимости государственными заказчиками, головными исполнителями (исполнителями) государственного оборонного заказа включать в условия государственных контрактов, контрактов (договоров) положения о применении казначейского сопровождения средств.
При этом проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит полный перечень положений, предусмотренных для казначейского сопровождения, в связи с чем в проекте государственного контракта документации об Аукционе отсутствует надлежащий порядок оплаты товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащий порядок оплаты товара, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Частью 1 статьи 5 Закона о федеральном бюджете установлено, что в случаях, предусмотренных статьей 5 Закона о федеральном бюджете, территориальные органы Федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, указанных в части 2 (с учетом положений частей 3 - 6) статьи 5 Закона о федеральном бюджете.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 раздела IПравил N 1722 при казначейском сопровождении целевых средств в соглашения, государственные контракты, договоры о капитальных вложениях, контракты учреждений и договоры (контракты, соглашения) включаются условия о представлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок осуществления территориальными органами федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Законом о федеральном бюджете, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2017 N 220н (далее - Порядок).
При этом в соответствии с пунктом 1 раздела IПорядка правила Порядка не распространяются на расходы, источником финансового обеспечения которых являются средства в валюте Российской Федерации, указанные в пункте 7 части 2 статьи 5 Закона о федеральном бюджете.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 5 Закона о федеральном бюджете при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа Правительство Российской Федерации определяет порядок санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства государственного оборонного заказа.
Порядок санкционирования расходов при казначейском сопровождении средств установлен разделом IV Правил N 1680 (далее - Порядок санкционирования расходов).
При этом Порядком санкционирования расходов, Правилами N 1680 не предусмотренаобязанность заказчика о предоставлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных Порядком.
Согласно изложенному, довод Заявителя о том, что Заказчик в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установил обязанность Заказчика о предоставлении в территориальные органы Федерального казначейства документы, предусмотренные Порядком,не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 5 Закона о федеральном бюджете при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа Правительство Российской Федерации определяет иные положения при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа.
Иные положения при казначейском сопровождении средств установлены разделом VI Правил N 1680.
Подпунктом "б" пункта 32 раздела VI Правил N 1680 установлено право государственного заказчика включать в условия государственного контракта положения о возмещении произведенных головным исполнителем расходов (части расходов), в случае если указанные расходы осуществлялись до поступления средств на лицевой счет, открытый головному исполнителю, и при условии представления копий платежных документов, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных головным исполнителем расходов (части расходов), государственного контракта и документов-оснований, если условиями государственного контракта предусмотрено возмещение указанных расходов.
Следовательно, положениями Правил N 1680 не предусмотрена обязанность Заказчика включать в контракт обязательное условие о возмещении произведенных головным исполнителем расходов (части расходов), в случае если указанные расходы осуществлялись до поступления средств на лицевой счет, открытый головному исполнителю.
Согласно изложенному, довод Заявителя о том, что Заказчик в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установил положения об обязательном возмещении Заказчиком произведенных головным исполнителем расходов (части расходов), в случае если указанные расходы осуществлялись до поступления средств на лицевой счет, открытый головному исполнителю, не нашел своего подтверждения.
4. Подпунктом "б" пункта 35 раздела VIПравил N 1680 установлено, что заказчик обязан включать в условия государственного контракта положения об обязанности головного исполнителя (исполнителя) использовать для расчетов по контракту (договору) лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства исполнителю, с которым головным исполнителем заключен контракт (договор).
При этом проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит указанное положение, предусмотренное для казначейского сопровождения, в связи с чем в проекте государственного контракта документации об Аукционе отсутствует надлежащий порядок оплаты товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащий порядок оплаты товара, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе государственный заказчик присваивает каждому государственному контракту идентификатор государственного контракта и указывает его в государственном контракте.
Частью 1 статьи 6.1 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что каждому государственному контракту перед включением сведений о нем в реестр контрактов, который ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Реестр контрактов), присваивается идентификатор государственного контракта.
При этом в соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 6.1 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что порядок формирования идентификатора государственного контракта устанавливается федеральным органом в области обороны совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, по согласованию с Банком России.
Порядок формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации и Федерального казначейства от 11.08.2015
N 475/13н (далее - Порядок).
При этом Порядком и Законом о государственном оборонном заказе не предусмотрено, чтобы Заказчик в обязательном порядке при составлении проекта государственного контракта к документации об электронном аукционе указал идентификатор государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика не указавшего наэтапе составления проекта государственного контракта к документации об Аукционе идентификаторгосударственного контракта, не противоречат положениям Закона о государственном оборонном заказе и Порядка.
Согласно изложенному довод Заявителя о том, что Заказчик не установил в нарушение требований Закона о государственном оборонном заказе в проекте государственного контракта документации об Аукционе идентификатор государственного контракта, не нашел своего подтверждения.
6. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 4.2.4 раздела 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком установлено, что при приемке товара по качеству и комплектности Поставщик обязан представить должностным лицам УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ, Грузополучателю) следующее:
"4.2.4.1. Документы, подтверждающие сведения:
о производителе товара, его юридическом адресе;
о стране происхождения товара;
о коде общероссийского кодификатора продукции по видам экономической деятельности, распространяющегося на товар.
4.2.4.9. Для товара, произведенного на территории Таможенного союза:
учтенный комплект рабочей конструкторской документации (далее - РКД). Документы, входящие в представляемый комплект РКД, должны соответствовать требованиям ГОСТов "Единая система конструкторской документации", в том числе ГОСТ 2.102, ГОСТ 2.114, ГОСТ 2.601, ГОСТ 2.610 и других;
документы, подтверждающие проведение в соответствии с требованиями РКД предъявительских испытаний, в том числе проведение проверки качества товара отделом (службой) технического контроля (далее - ОТК) Поставщика или ОТК Производителя товара;
документы, подтверждающие положительные результаты периодических (квалификационных) испытаний поставляемого товара;
документы, подтверждающие осуществление входного контроля сырья, материалов, комплектующих изделий, использованных при производстве поставляемого товара, и их соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также проведение испытаний материалов и комплектующих изделий в соответствии с требованиями нормативно-технической (в том числе конструкторской) документации на них;
иные документы, необходимые для установления соответствия товара требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Контракта и нормативно-технической (в том числе конструкторской) документации".
Пунктом 4.2.5 раздела 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком установлено, что: "В случае поставки товара в рамках государственного оборонного заказа, Поставщик обеспечивает представителей УПЗ ДТ МВД России документами по качеству оборонной продукции, нормативно-технической (в том числе конструкторской) документацией, справочными материалами и научно-технической информацией, а так же контрольно-измерительными приборами, инструментами, оснасткой и производственным персоналом, необходимыми для проведения испытаний, контроля качества и приемки оборонной продукции".
При этом положения, установленные в третьем абзаце подпункта 4.2.4.1, подпунктах 4.2.4.9, 4.2.4.10 пункта 4.2.4, пункте 4.2.5 раздела 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе,относятся к взаимоотношениям сторон после заключения государственного контракта - регулируют процесс исполнения государственного контракта. Указанные отношения регулируются гражданским законодательством (ГК РФ и иными законами и подзаконными актами). Отношения в данной сфере являются диспозитивными. Таким образом, если в законодательстве отсутствует запрет и указание на регулирование отношений сторон в строго определенной форме, стороны вправе устанавливать в договоре любые условия исполнения обязательств. Исходя из указанных требований сформированы условия проекта государственного контракта по рассматриваемому Аукциону, в том указанные в третьем абзаце подпункта 4.2.4.1, подпунктах 4.2.4.9, 4.2.4.10 пункта 4.2.4, пункте 4.2.5 раздела 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения, установленные в третьем абзаце подпункта 4.2.4.1,подпунктах 4.2.4.9, 4.2.4.10 пункта 4.2.4, пункте 4.2.5 раздела 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе, не противоречат Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик установил в нарушение требований Закона о контрактной системе в третьем абзаце подпункта 4.2.4.1, подпунктах 4.2.4.9, 4.2.4.10 пункта 4.2.4, пункте 4.2.5 раздела 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе излишние требования к документам, которые поставщик должен представить должностным лицам УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ, Грузополучателю) при приемки товара по качеству и комплектности, не нашел своего подтверждения.
7. Пунктом 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В извещении о проведении Аукциона от 02.04.2018
N0373100056018000069 указан размер обеспечения заявок на участие в Аукционе - 407 804,03 руб.
Вместе с тем, в пункте 14 раздела 7 документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения заявок на участие в Аукционесоставляет 163 121,61 руб.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе размер обеспечения заявок на участие в Аукционе, не соответствующий размеру обеспечения заявок на участие в Аукционе, указанному в извещении о проведении о проведении Аукциона от 02.04.2018
N 0373100056018000069, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15,пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34,части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 мая 2018 г. N ПГОЗ-079/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018