Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2018 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
рассмотрев жалобу ООО "Доминант" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда" (реестровый номер 0346300111318000022) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 03.05.2018 поступила жалоба ООО "Доминант" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
Заказчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил. Вместе с тем, от него поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к используемым при выполнении работ материалам - плитки бетонной. Вместе с тем, в прилагаемом к аукционной документации локальном сметном расчете установлены характеристики к плитке тротуарной, содержащие иные показатели, чем указаны в технической части аукционной документации. Таким образом, указание противоречивых требований к характеристике плитки тротуарной (к ее размеру и цвету) не соответствует требований ст.33, ст.64 Закона о контрактной системе и не позволяет участникам закупки однозначно определить потребность заказчика в закупаемом товаре.
Заказчиком были представлены письменные пояснения по доводам жалобы, согласно которым, аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, выслушав мнение представителя заявителя, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России от 07.05.2018 N159, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе на выполнение работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда" (реестровый номер 0346300111318000022) и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы http://zakupki.gov.ru.
Объектом закупки является выполнение работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 61 386 846,00 руб.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что разделом 3 аукционной документации предусмотрена техническая часть, которая содержит требования к качественным и иным характеристикам товаров (и их показателям), которые определяют их соответствие потребностям заказчика.
Так, позиции 3, 6, 8 "Плитка бетонная" технического задания содержат следующие характеристики:
Качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) материалов и оборудования, используемых для выполнения работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда" | ||||
Наименование материала |
Указание на товарный знак (модель), производителя |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
|||
Плитка бетонная
|
|
Цвет |
Должен быть белый |
|
|
Длина |
не менее 595 не более 605 |
мм |
|
|
Ширина |
не менее 295 не более 305 |
мм |
|
|
Высота |
не < 60 не > 80 |
мм |
|
Плитка бетонная
|
|
Цвет |
Должен быть коричневый |
|
|
Длина |
не < 595 не более 605 |
мм |
|
|
Ширина |
не менее 295 не более 305 |
мм |
|
|
Высота |
не < 60 не > 80 |
мм |
|
Плитка бетонная
|
|
Цвет |
Должен быть белый |
|
|
Длина |
от < 145 до 155 |
мм |
|
|
Ширина |
от 145 до 155 |
мм |
|
|
Высота |
не < 60 не > 80 |
мм |
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения проектно-сметного метода.
Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России из анализа раздела 4 аукционной документации, заказчиком, во исполнение вышеуказанных норм закона, в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта использовался проектно-сметный метод, в подтверждение чего, к аукционной документации был приложен локальный сметный расчет на выполнение работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда".
Так, п.1 раздела 4 аукционной документации содержит следующее: "Начальная (максимальная) стоимость строительно-монтажных работ рассчитана на основании локальных сметных расчетов, приложенных к документации об аукционе и перечисленных ниже, путем применения к стоимости в базисных ценах индекса изменения сметной стоимости (К=6,47 к строительно-монтажным работам), разработанного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 4 квартал 2017 г. (письмо N45082-ХМ/09 от 05.12.2017 г.) с применением коэффициента на лимитированные затраты (1% от стоимости строительно-монтажных работ на непредвиденные затраты) и добавления суммы налога на добавленную стоимость (18%)..".
Таким образом, подводя итог вышеизложенному следует, что локальный сметный расчет, представленный в составе аукционной документации, является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
Сведений о том, что данный локальный сметный расчет содержит требования заказчика к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки, а также о том, что участники закупки должны указывать в своих заявках конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным, в том числе, в локально-сметном расчете, служащим в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в аукционной документации не содержится.
На основании вышеизложенного, жалоба заявителя является необоснованной.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки закупки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России, в действиях заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
1. Как было вышеизложено, объектом закупки является выполнение работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда".
В силу п.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
А в соответствии с п.7 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что разделом 3 аукционной документации предусмотрена техническая часть, которая содержит требования к качественным и иным характеристикам товаров (и их показателям), которые определяют их соответствие потребностям заказчика.
Так, позиции 3, 6, 8 "Плитка бетонная" технического задания содержат следующие характеристики:
Качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) материалов и оборудования, используемых для выполнения работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда" | ||||
Наименование материала |
Указание на товарный знак (модель), производителя |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
|||
Плитка бетонная
|
|
Цвет |
Должен быть белый |
|
|
Длина |
не менее 595 не более 605 |
мм |
|
|
Ширина |
не менее 295 не более 305 |
мм |
|
|
Высота |
не < 60 не > 80 |
мм |
|
Плитка бетонная
|
|
Цвет |
Должен быть коричневый |
|
|
Длина |
не < 595 не более 605 |
мм |
|
|
Ширина |
не менее 295 не более 305 |
мм |
|
|
Высота |
не < 60 не > 80 |
мм |
|
Плитка бетонная
|
|
Цвет |
Должен быть белый |
|
|
Длина |
от < 145 до 155 |
мм |
|
|
Ширина |
от 145 до 155 |
мм |
|
|
Высота |
не < 60 не > 80 |
мм |
Вместе с тем, Комиссией Липецкого УФАС России, из анализа проектной документации, являющейся приложением к аукционной документации, установлено, что при выполнении работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда" предусмотрено использовать плитку тротуарную со следующими характеристиками:
-Плитка тротуарная серая 180х280х60, 180х140х60, 180х70х60,
- Плитка тротуарная светло-серая 180х280х60, 180х140х60, 180х70х60,
- Плитка тротуарная красная 180х280х60, 180х140х60, 180х70х60,
- Плитка тротуарная светло-серая 180х280х60, 180х140х60, 180х70х60,
- Плитка тротуарная светло-серая 180х280х60, 180х140х60, 180х70х60, не соответствующими характеристикам, установленным заказчиком в разделе 3 (техническая часть) аукционной документации.
Кроме того, исходя из условий проекта контракта, работы, являющиеся объектом закупки, должны быть выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией, выполненной проектной организацией АО "Липецкгражданпроект".
Таким образом, заказчик, установив в разделе 3 (техническая часть) аукционной документации требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам материалов, используемых для выполнения работ, являющихся объектом закупки, без учета требований к характеристикам материалов, содержащихся в проектной документации, допустил нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что разделом 3 аукционной документации предусмотрена техническая часть, которая содержит требования к качественным и иным характеристикам товаров (и их показателям), которые определяют их соответствие потребностям заказчика.
Так, позиция 4 "Бетон" технического задания содержит следующие характеристики:
Качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) материалов и оборудования, используемых для выполнения работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда" | ||||
Наименование материала |
Указание на товарный знак (модель), производителя |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
|||
Бетон
|
|
класс прочности на сжатие в проектном возрасте |
В12,5, В15 |
|
|
марка по морозостойкости |
не менее F100 |
|
|
|
Марка |
М150; М200 |
|
|
|
марка по водонепроницаемости |
W2; W4 |
|
При этом, к данному материалу, используемому при выполнении работ, предъявлено требование о соответствии ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Липецкого УФАС России установлено, что ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия, утратил силу после вступления в силу нового ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия, который был введен в действие с 01.09.2016.
В тоже время, как было выявлено, заказчиком установлены требования в отношении марки по морозостойкости (не менее F100) противоречащие действующему ГОСТ 26633-2015, поскольку в указанном ГОСТе такой показатель характеристики бетона (не менее F100) отсутствует.
Кроме того, заказчиком установлены требования в отношении марки бетона (М150; М200) противоречащие действующему ГОСТ 26633-2015, поскольку в указанном ГОСТе и такой показатель характеристики бетона (М150; М200) отсутствует.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Установленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ на объекте "Благоустройство общественных территорий города Липецка. Сквер у Комсомольского пруда" (реестровый номер 0346300111318000022) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 мая 2018 г. N 124-м/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018