|
|
4 мая 2018 года г. Саратов
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Саратовского УФАС России "О проведении внеплановой камеральной проверки" от 28.04.2018 N 144 и поступившей информацией о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, провела внеплановую проверку на предмет на предмет соблюдения Заказчиком Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту дворовой территории многоквартирного дома N 9, 11, 11а, 13 по улице Вольская, инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
1. Лазарев И.И. - вр.и.о заместителя руководителя управления, председатель Инспекции;
2. Авдеева К.Ю. - старший государственный инспектор отдела, член Инспекции;
3. Фурсаева М.С. - специалист-эксперт отдела, член Инспекции,
в присутствии:
Майбородина В.А. - представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования МО "Город Саратов" (доверенность 02-63-02/2 от 09.01.2018);
Жукова М.А. - директора ООО "ДСУ N 3" (приказ N 1 от 14.03.2016),
рассмотрев информацию о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившую от ООО "ДСУ N 3", Инспекция провела внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком - Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту дворовой территории многоквартирного дома N 9, 11, 11а, 13 по улице Вольская.
Из обращения следует, что Заказчиком проведена закупка без соблюдения норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также, что перечисление Заказчиком денежных средств за выполненные работы сторонней организации.
Срок проведения проверки: с 28.04.2018 года по 04.05.2018 включительно.
Цель проверки: соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, представленным Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования МО "Город Саратов", и сведениям, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В ходе проведения проверки были изучены документы, представленные представителем Заказчика.
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
26.05.2017 между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования муниципальное образование "Город Саратов" и ООО "Оптима" было заключено соглашение N 04-02-25/54-17 от 17.11.2017 о предоставлении из бюджета муниципального образования "Город Саратов" субсидии юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Приложение к Соглашению содержит перечень адресов многоквартирных домов, стоимость работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов" среди которых: ул. Шелковичная д. 71/81, дополнительным соглашением также были включены многоквартирные дома на 3-й Детский пр. д. 6/10, 2-й Детский пр. д. 9/11, ул. им. Клочкова В.Г. д. 52/64, ул. Вольская д. 9, д. 11, д. 11а, д. 13.
Сумма, подлежащая возмещению из бюджета муниципального образования за выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на ул. Вольская д. 9, д. 11, д. 11а, д. 13 составила 4 199 610,56 рублей.
ООО "Оптима" представило в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" договор подряда N 24/д от 15.09.2017 заключенный с ООО "ЭнергоСтройСервис". Согласно приложению N 2 к указанному договору ООО "ЭнергоСтройСервис", как подрядчик, обязалось выполнить работы по благоустройству дворовых территорий на ул. Вольская N 9, N 11, N 11а, N 13 в период с 25.09.2017 по 20.10.2017.
В соответствии с платежным поручением N 264340 от 01.12.2017 и Актом о приемке выполненных работ работы были выполнены и оплачены в полном объеме ООО "Оптима".
Вместе с тем, директор ООО "ДСУ N 3" при проведении внеплановой проверки утверждал, что ООО "ДСУ N 3" выполняло работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов" на ул. Вольская д. 9, д. 11, д. 11а, д. 13.
Работы выполнялись ООО "ДСУ N 3" на основании договора подряда с ООО "ЭМС".
Представитель Комитета при проведении внеплановой проверки указал, что договорных отношений ни с ООО "ДСУ N 3", ни с ООО "ЭМС" Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования муниципальное образование "Город Саратов" не имеет.
Кроме того, директором ООО "ДСУ N 3" не было представлено доказательств о выполнении работ по благоустройству дворовых территорий на ул. Вольская N 9, N 11, N 11а, N 13, не был представлен договор подряда на выполнение указанных работ с ООО "ЭМС".
26.05.2017 Администрацией было принято постановление N 1109 "О предоставлении субсидий на возмещение затрат по проведению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов" (далее - Постановление).
Постановление было утверждено на основании ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решения Саратовской городской Думы от 15.12.2016 N 9-67 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2017 год".
Согласно п.1.2. Постановления субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на проведение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов".
Согласно ст. 1 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649 (ред. от 15.12.2016), муниципального образования - "Город Саратов" является городским поселением, наделенным Закон Саратовской области от 23.12.2004 N 79-ЗСО "О городских округах" статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относится в том числе: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно п. 4.1.23 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 (далее - Правила благоустройства) под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение безопасности и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Объекты благоустройства - любые территории города, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов, город в целом, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории города Саратова.
Правила благоустройства содержат и определение придомовой территории, исходя из которых это - территория, внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, строения) и (или) отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, строение), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения. Придомовая территория домов (зданий и строений) включает в себя: территорию под домом (зданием, строением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадку для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения).
По смыслу указанных нормативных положений организация благоустройства дворовых территорий муниципального образования "Город Саратов" относится к вопросам местного значения городского округа и является муниципальной нуждой.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно ст. 54 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Согласно п. 3.2.1 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования муниципальное образование "Город Саратов" в полномочия Комитета в сфере формирования, исполнения бюджета муниципального образования "Город Саратов" и контроля за его исполнением входит осуществление функции муниципального заказчика в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиками осуществляются закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение указанных в Постановлении работ в случае проведения торгов согласно ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что может привести к ограничению конкуренции.
Более того, не применение конкурсных процедур, а предоставление субсидий на основании Постановления препятствует добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между потенциальными участниками торгов, что в свою очередь приводит к невозможности экономии бюджетных средств.
Согласно п.1, п.2, п.3 ч.1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Таким образом, Заказчик, не проведя закупку в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, нарушил основополагающие принципы, закрепленные статьей 6 Закона о контрактной системе.
Кроме прочего, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования муниципальное образование "Город Саратов" выделив субсидию ООО "Оптима", предоставил преимущество одному подрядчику, тем самым ограничив конкуренцию между потенциальными участниками торгов, что содержит признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с тем, что в полномочия Инспекции не входит рассмотрение вопроса об установлении нарушений положений Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" передать материалы внеплановой проверки в отдел контроля органов власти Саратовского УФАС России.
Кроме того, в производстве Арбитражного суда Саратовской области находится дело N А57-942/2018 по иску ООО "ДСУ N 3" к ООО "ЭМС" по вопросу взыскания денежных средств по договору подряда N 17/08 от 17.08.2017 на выполнение работ благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Саратов" на ул. Вольская д. 9, д. 11, д. 11а, д. 13.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Заказчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования муниципальное образование "Город Саратов" нарушение статьи 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы внеплановой проверки в отдел контроля органов власти Саратовского УФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Инспекции: |
____________________ (подпись) |
И.И. Лазарев |
Члены Инспекции: |
____________________ (подпись) |
К.Ю. Авдеева |
|
____________________ (подпись) |
М.С. Фурсаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 4 мая 2018 г. N 6-гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018